Сменить оператора, сохранив при этом номер, планируют более 20% абонентов мобильной связи, говорится в отчете международной исследовательской компании EPSI Research Services. Больше всего своим оператором удовлетворены абоненты «МегаФона».
"По данным исследования, более 58% абонентов знают о скором введении услуги MNP и ожидают ее ввода. И, несмотря на заверения операторов сотовой связи об ожидаемом маленьком проценте (по разным оценкам от 1% до 5%) ее использования в России, мы не подтверждаем данные оценки. По результатам замера чуть больше 20% абонентов в России планируют использовать услугу MNP после ее введения", - пишут аналитики EPSI по итогам проведенного в сентябре-октябре опроса около 1000 абонентов.
"Желание и причины сменить оператора с помощью MNP отличаются от компании к компании, но выгоду получат те бренды, удовлетворенность которых выше", - полагают в EPSI.
В рамках опроса исследовательская компания учитывала 5 аспектов удовлетворенности - имидж, качество продукта, ожидания потребителей от компании, качество обслуживания и соотношение цена/качество ("ценность за деньги").
EPSI отмечает общее снижение уровня удовлетворенности услугами сотовых операторов и, как следствие, падение уровня доверия.
Индекс удовлетворенности, разработанный EPSI, в наибольшей степени снизился у лидера рынка - ОАО "Мобильные Телесистемы" (MOEX: MTSS) (МТС), опустившись за год на 10%, до 71,4 балла. Индекс лояльности клиентов оператора составил 73,3 балла.
Второй по величине оператор ОАО "Мегафон" продемонстрировал снижение уровня удовлетворенности клиентов на 4%, до 78,7 балла. Лояльность пользователей "Мегафона" EPSI оценила в 80,9 балла.
Удовлетворенность абонентов ОАО "Вымпелком" услугами оператора снизилась в 2013 году к 2012 году на 9%, до 73,1 балла, уровень лояльности составил 70,4 балла.
Региональный Tele2 Russia, в 2013 году дважды сменивший структуру акционеров (сейчас 50% оператора принадлежит ВТБ (MOEX: VTBR), 50% - консорциуму в составе структур банка "Россия" и бизнесмена Алексея Мордашова), также понизил уровень удовлетворенности абонентов - на 6%, до 75,6 балла. Лояльность клиентов оператора оценена в 77,4 балла.
Таким образом, показатели "Мегафона" и Tele2 Russia оказались выше средних по отрасли - 74,6 балла по показателю удовлетворенности и 75,4 балла по показателю лояльности. МТС и "Вымпелком", согласно подсчетам EPSI, оказались ниже среднерыночных позиций.
"Глубинный анализ данных 2013 года в среднем по отрасли показывает, что потребители почувствовали ухудшение всех аспектов в качестве работы операторов за прошедший год. При достаточно низких ожиданиях, которые не изменились с прошлого года, потребители заметили ухудшение качества связи, качества обслуживания и имиджа операторов сотовой связи. Ухудшение воспринимаемого качества не компенсировалось в умах потребителей соответствующим снижением цен, что в совокупности стало причиной снижения удовлетворенности потребителей и падения их лояльности брендам", - резюмируют в EPSI.
На конец II квартала 2013 года в России было 234,11 млн абонентов мобильной связи (данные исследовательского агентства AC&M). Из них 31% (71,7 млн) обслуживался в сети ОАО "Мобильные Телесистемы" (МТС), 27% (64 млн) - в сети ОАО "Мегафон", 24% (57 млн) - в сети ОАО "Вымпелком" и 10% (23 млн) - в сети Tele2 Russia.
"Введение в действие услуги переносимости номеров в России в существующих условиях может серьезным образом изменить распределение сил на рынке", - считают аналитики EPSI.
Закон об MNP предполагает, что услуга будет доступна пользователям уже с 1 декабря 2013 года. Подготовка к MNP, в том числе на уровне нормативно-правовой базы, еще не завершена, в связи с этим рассматривается введение переходного периода до 15 апреля, когда операторы смогут самостоятельно устанавливать абонентам срок подключения к сети с сохраненным номером.