Первый Всероссийский форум «Будущие интеллектуальные лидеры России» прошел со 2 по 5 ноября в Ярославле. На форум съехались более 500 школьников из 83 регионов России. В их числе были и две оренбурженки.
Школьники предлагали свои решения российских проблем, представляли самые разные проекты — от летающих тарелок до средств, облегчающих жизнь раковым больным. И даже критиковали систему образования.
Им бы бегать на улице, развлекаться с друзьями, играть в компьютерные игры, в конце концов. Но школьники, приехавшие на форум, больше обеспокоены судьбой страны и увлечены наукой. Хотя, сказать, что они лишены детства, нельзя. Есть у этих ребят свои игрушки. Например, двенадцатилетние Михаил Вальков и Илья Смиркин из Иваново «играют» в машинки, которые сами же создали. Вот только это не просто модели, а общественный транспорт будущего. Тот самый, которому даже злосчастные пробки нипочем. Ведь ездить такой транспорт сможет как по обычным дорогам, так и по подвесным рельсам. А энергия будет поступать в аккумуляторы от солнечных батарей или ветровых станций.
— Скоро будем делать летающий вариант, — поделились планами юные разработчики.
Их сверстник из Мурманска Алексей Никитин озабочен утилизацией энергосберегающих ламп. Этой проблемой он заинтересовался не случайно. Однажды шел с мамой в детскую поликлинику и увидел разбитую энергосберегающую лампу.
— Ртуть уже впиталась в землю, — вспоминает школьник. — Через некоторое время на том самом месте перестали расти одуванчики. То есть ртуть так глубоко вошла в землю, что уничтожила все корни растений. Это поразительно! Оказалось, у нас в Мурманске отработавшие свое электросберегающие лампы можно сдать только в одном месте. И то принимают их только в обед. Конечно, люди не везут их никуда, а просто выбрасывают. А они содержат ртуть, которая очень опасна для здоровья. Я предлагаю, чтобы рядом с домами поставили специальные контейнеры для ртутных ламп и каждую неделю их вывозили. Я разработал такой контейнер. Это коробка со специальными отсеками для ламп, где их можно безопасно перевозить. Еще я предлагаю производителям электросберегающих ламп писать на упаковках о том, что они содержат очень опасную для здоровья ртуть.
Всего на форуме было представлено 263 проекта. И каждый направлен на то, чтобы усовершенствовать реальный мир. Альбина Ахунова из Уфы разрабатывает прибор, который помогает общаться глухонемым людям со слышащими. Устройство похоже на перчатку. Альбина демонстрирует, как работает прибор: сгибает пальцы, и на экране, прикрепленном к перчатке, высвечивается слово «Hello». По ее задумке, прибор реагирует на движения пальцев инвалида. От этого и зависит слово, высвечивающееся на экране. Школьники из Ярославля Антон Шевчук и София Андрееваразрабатывают проект, который поможет облегчить страдания больных раком. Ребята предложили вместо болезненных уколов использовать компактное устройство. Оно может прикрепляться к телу и следить за концентрацией лекарство в крови. А в нужный момент автоматически впрыскивать препарат.
* * *
Впрочем, проекты — это лишь часть форума. Скучать детям не давали ни минуты. Для этого была организована насыщенная образовательная программа. И на первый взгляд могло показаться, что детей в их законные каникулы усадили в классы и снова заставили учиться. Но это не совсем так. Ведь на форуме школьникам не просто читали лекции, а давали возможность действовать и самостоятельно разрабатывать пути решения проблем. Чего стоила одна только деловая игра, фабула которой взята из книг братьев Стругацких, где человечество исследует космос. По сценарию, ребята попали на планету с множеством проблем, которые им предстояло решить. Да, модель игры фантастична, но опирается на реальные направления. Каждый участник решал задачи в одной из шести секций, созданных на форуме: энергия, транспорт, медицина, пространство, общество и коммуникации. Все задачи требовали взаимодействия участников разных направлений.
— Игра помогает сформировать понимание того, что нужно самим пытаться что-то делать, опираясь на плечо товарища, вместе одним большим коллективом добиваться побед. Мне кажется, этого не хватает в современной молодежной среде, — говорит руководитель интерактивной программы форума и один из разработчиков игры, руководитель исследовательского направления Центра интерактивных образовательных технологий МГУ имени Ломоносова Алексей Федосеев. — Именно такое пространство помогает выбраться из привычного контекста и начать работать над необычными вещами. При этом я верю, что ребята останутся добрыми и настоящими, какими они сюда приехали.
Игра стала лишь первым этапом интерактивной образовательной программы форума. После участники предлагали свои решения конкретных российских проблем. Многие ребята обратились к проблеме современного российского образования.
— Мы предлагаем больше внимания уделить профессиональной ориентации школьников, — отметил Иван Клоков из Ярославля. — У нас как школьник выбирает профессию? Посмотрел, например, сериал «Интерны» и решил: буду врачом. Но что на самом деле из себя представляет эта профессия, он понятия не имеет. А после, отучившись в вузе, такие ребята разочаровываются в своей специальности. И отсюда вытекает множество проблем не только для них самих, но и для страны в целом. Мы предлагаем давать школьникам возможность отработать по предполагаемой специальности хотя бы месяц и посмотреть, как все устроено изнутри.
Лекции для участников форума проводили самые сильные ученые страны. Задать вопрос, как стать космонавтом, участники смогли рекордсмену Земли по суммарному времени пребывания в космосе Сергею Крикалёву и первой женщине-космонавтуВалентине Терешковой. О современных технологиях в анимации школьники разузнали у знаменитого аниматора, лауреата премии Оскар Александра Петрова. Давал наставления будущим интеллектуальным лидерам и художник Никас Сафронов. А поступать в один из самых престижных вузов страны участников форума приглашал лично ректор МГУ Виктор Садовничий.
В свою очередь способностям участников удивлялись даже самые именитые гости.
— Качество интеллекта ребят на форуме запредельное! Просто удивительные дети! Им лектор какую-то невероятно сложную информацию дает, а они встают и в ответ дают такую же. У нас такая ситуация, что дети знают раз в десять больше, чем организаторы, — отметил разработчик образовательной программы форума для школьников Андрей Андрюшков.
* * *
— Для меня самое важное на форуме — это почувствовать себя нужной для своей страны, — сказала девятиклассница из Амурской области Вика Ларионова.
В столь юном возрасте Вика понимает: продолжая заниматься наукой, может остаться не у дел. Понимают это и научное сообщество, и президент Владимир Путин, который, кстати, и распорядился провести форум, дабы «сохранить и преумножить интеллектуальный и творческий потенциал страны».
Форум получился настоящим: искренним и живым, интересным как для лекторов и гостей форума, так и для его участников. Все как один отмечали значимость форума для страны. Как бы пафосно это ни звучало.
— Смысл форума сложно переоценить, — говорит российский психолог, педагог, директор Института опережающих исследований имени Шифферса Юрий Громыко. — Сейчас идет антиинтеллектуальная война. Связана она и с ЕГЭ, и с достаточно разрушительной образовательной политикой. И понимание того, что интеллектуальные лидеры будут востребованы у власти, — важнейший момент. И подобные инициативы, которые возникают на фоне полпредства, можно пересчитать по пальцам. Идет ясная установка: все решают деньги, а не ум. Отсюда вопрос: а что будет представлять собой общество будущего? Развиваться детям мешает «ведро на голове» в виде определенных иллюзий, отрыв от сверстников по всему миру, у которых развивается сознание, и короткий горизонт действия. Если эти три вещи удается преодолеть, человек по-другому воспринимает действительность. Важна глобализация — возможность ездить и общаться по всему миру и при этом, как флюгер, поворачиваться на Россию и делать все, чтобы она развивалась.
К сожалению, сам Путин на форум не приехал. Хотя до последнего участники форума на это очень надеялись. Школьники вместе с изобретателем Андреем Бахметьевымпостарались, чтобы до президента дошло как можно больше информации о форуме. Они создали говорящий альбом, куда записывали рассказы участников об их проектах и идеях, а также мнения по разным российским проблемам. Говорящую книгу дети вручили полпреду президента в Центральном федеральном округеАлександру Беглову, который обещал передать ее лично Владимиру Путину.
* * *
Оренбуржье на форуме представляли школьницы Екатерина Плотникова и Анита Хасанова из гимназии № 2 Орска — победители регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников. Екатерина занимается исследованиями продуктов на содержание йода.
— Йод — один из основных компонентов нашего организма. Но проблема в том, что его нам не хватает. Иногда его нет даже в продуктах, в которых он должен быть. Например, в соли, — объясняет Катя. — Я планирую разработать рекомендации и достучаться до людей, объяснить, что йод — важнейший, центральный элемент в организме. Планирую поступать в медицинский, где буду продолжать эту тему.
— Я думаю, что полученный на форуме опыт мы перенесем в нашу школьную жизнь, — говорит Анита. — Можно будет организовать что-то вроде деловой игры на базе нашей школы. Ведь эта игра учит работать в команде, срабатываться. Очень полезная вещь. Интернет сегодня разъединяет людей, а игра позволяет общаться, взаимодействовать и показывает, как это интересно и полезно. Мы нашли на форуме много новых друзей. Даже не хочется с ними расставаться. Есть желание забрать их к себе в школу, чтобы они всегда были рядом.
Источник: onlinegazeta.info