Новый капитан «Южного Урала» — Игорь Камаев. Это хоккеист, который уже всем всё доказал — в играх за вторую сборную страны, в чемпионатах КХЛ и ВХЛ. При этом он не почивает на лаврах, а делает свою работу на льду и продолжает в каждом матче доказывать, что не зря заслужил любовь и уважение болельщиков. Опытный нападающий, титулованный хоккеист, авторитет для команды. Сегодняшняя беседа с Игорем прошла на самые разные темы — от игры до личной жизни.
— Вообще не много интервью с Игорем Камаевым. Ты не очень охотно общаешься с журналистами?
— Честно говоря, не задумываешься о том, хочется общаться или нет, есть у тебя настроение или нет. Это часть нашей работы.
— Ну как сказать… Отец в три года поставил меня на коньки, а в пять лет я уже был чемпионом города в соревнованиях на «Золотую шайбу». Я тогда играл в дворовой команде с мальчишками 74 года рождения (прим. — Игорь родился в 1979). В «Трактор» пришёл только в 6 лет и через год мы стали чемпионами города. И так из сезона в сезон. Раньше в Челябинске так было: если ты не чемпион города или Урала, то это считалось позором. Причём на город мы играли против ребят на год старше нас. Сейчас, я смотрю, возобновляются эти традиции, возвращаются хорошие времена… Особенно по сравнению с 90-ми. Опять в секциях хоккея много детей. В Челябинске, по-моему, 6 дворцов, а детям всё равно льда не хватает.
— Обычно детей рано ставят на коньки в тех семьях, где родители сами катаются…
— Просто когда я был маленький, то часто болел. Отец поставил меня на коньки, как говорится, для здоровья. Посмотрели, что мне нравится это дело, стало получаться… Когда попал в «Трактор», всегда был лидером в команде. Ездил играть за юношескую и молодёжную сборную России. С Вовой Воронцовым успели выиграть Универсиаду.
— Приятные воспоминания о том, как ты играл за Россию?
— Очень! Это такие ощущения, когда ты завоёвываешь первое место и на тебе майка сборной России… Не передать словами! Чувство гордости… Тем более, наша финальная игра была в конце и все спортсмены – лыжники, фигуристы, конькобежцы – уже закончили свои соревнования и ждали нас. Помню, как все болели за нас. Было очень приятно.
— Мы долго вместе играли с «Тракторе». Конечно, он уже знает, что я могу сделать, а я знаю, на что способен он. Это то же самое, что Рома Музычко и Виталя Казарин. Сколько лет они вместе проиграли? Сильные стороны одного игрока дополняются сильными сторонами другого. Просто люди подходят друг другу и по игре, и по жизни.
— Значит, вне льда вы с Вовой Воронцовым общаетесь?
— Конечно, мы с ним с детства друзья, ещё в «Тракторе» в команде одного года вместе играли, всю школу прошли. Потом в фарм-клубе Вова чуть-чуть в Омске поиграл, в Тюмени, вернулся в «Трактор» и опять вместе вплоть до 2006 года. Тогда мы вышли в Суперлигу и разбежались. Но снова встретились в «Торосе» в 2009-ом. И после уже в Орске три сезона вместе отыграли.
— Когда вы находитесь в одной команде, любой тренер понимает, что вам лучше играть в паре?
— Да, если мы были в одной команде, то получалось так.
— Можно сказать, что в Суперлиге у тебя что-то не получилось, или ты доволен, как сложилось?
— Просто я поздно попал туда. Когда в 2006 году «Трактор» вышел в Суперлигу, я уехал в Хабаровск и 3 года отыграл за «Амур». Потом пошли небольшие травмы, и сезон получился не очень удачным. Спустился в Высшую лигу, а в таком возрасте трудно вернуться обратно. Поэтому получилось так, как получилось. Меня всё устраивает.
— В «Южный Урал» ты пришёл вместе с тренером Евгением Александровичем Зиновьевым. Играл у него раньше?
— Нет, но мы оба из Челябинска. Он тренировал «Мечел», а я всю жизнь играл в «Тракторе». Когда он заканчивал карьеру игрока, меня только-только начинали подпускать к команде мастеров. Потом он начал тренировать вторую команду, и мы вместе поработали около года. И всё. Затем встретились только в Орске: я - состоявшийся игрок и он — тренер.
— А Анатолия Николаевича Чистякова, нынешнего тренера, знал? Он ведь тоже из Челябинска.
— Да, мы пересекались. В 15 лет меня взяли на сборы вместе с командой мастеров «Трактор», а Анатолий Николаевич приезжал в Челябинск, чтобы летом тренироваться дома. Он работал вместе с нами на предсезонке, а потом возвращался в Данию. Так что я видел его еще игроком.
— И как он как игрок?
— Скажу, что человек всегда был в очень хорошей физической форме. Профессионал своего дела. Можно даже фанатиком назвать. Не в обиду будет сказано.
— Но ведь если ты не фанат своего дела, больших успехов не добьёшься?
— Сейчас ты доволен своей командой?
— Команда прибавляет от игры к игре, набирает ход. Хотелось бы, чтоб ребята не останавливались, не успокаивались. После матча каждый должен разбирать свои ошибки. И настраиваться на новый матч как на новый этап жизни. То, что ты выиграл раньше – это уже история, этого не вернёшь. Каждый раз, выходя на лёд, надо заново доказывать.
— Как найти мотивацию каждый раз выходить на игру как в последний?
— Выиграть – это разве не мотивация?
— Побеждать никогда не устанешь?
— На эту тему можно долго дискутировать… В большом коллективе кто-то может спрятаться за спиной партнёров: сегодня сыграть, а завтра передохнуть. А кто-то постоянно выходит биться. Это видно как в детстве, когда на тренировке дают шайбу и одни падают, плачут, встают, снова бегут и забивают, а других всегда надо заставлять. Ну, если ты не любишь своё дело, зачем мучиться? Ради чего? Я никогда не играл ради того, чтобы поставить «галочку» типа я был в этой команде. Поэтому меня всегда удивляет и немного обижает, когда болельщики делят хоккеистов на местных и приезжих. Мы – одна команда. Я за игру столько раз ложусь под шайбу и не думаю о том, что приехал из другого города. Я играю за «Южный Урал» и Орск для меня уже родной город.
— Значит, бывает обидно?
— Бывает. Болельщики — от слова «болеть». Они должны переживать за команду, но никак не решать, кого в какой состав поставить или какой тактики придерживаться. Они же не профессионалы в хоккее. Тем более нельзя переходить на оскорбления. Болельщик проявляется в том, чтобы поддержать команду в период трудностей. Хорошо, что основная масса понимает это и искренне переживает за нас. Спасибо большое за это.
— Бывает такое, что устаёшь от хоккея и хочется отдохнуть?
— Да, особенно когда что-то не получается, или проиграешь, или несколько игр подряд не забиваешь. Но это всё быстро проходит. Каждую игру надо заново доказывать, что ты достоин быть в составе, играть за эту команду, за этот город. И не важно, в первой пятёрке или в третьей. Сейчас в команде большая конкуренция, все хотят играть.
— Я болею за хороший хоккей. Какие-то матчи смотрю, какие-то нет. Есть 3-4 команды, игра которых мне импонирует. Например, «Салават Юлаев», «Трактор», СКА сейчас очень нравится. Вот за этими клубами я наблюдаю.
— Хоккей смотришь профессиональным взглядом?
— Да, у меня нет таких эмоций, как у обычного болельщика.
— А что может вызвать твои эмоции?
— Даже не знаю… Когда ты на площадке, то все эмоции выходят через работу: можешь кого-то подтолкнуть или в борт припечатать. А когда ты не играешь, например, травмирован, и смотришь хоккей из-за борта, а твоя команда на льду, вот тогда ещё больше нервничаешь. Потому что ничем помочь не можешь.
— В обычной жизни что любишь?
— Музыку люблю. Сейчас вот помог родителям дачу достроить. Кое-что делал своими руками. Думал, не получится, но оказалось, я могу не только клюшку в руках держать! Самому приятно! Вообще, стараюсь учиться чему-то новому. А так, с друзьями встречаюсь, детьми занимаюсь. Младший сын ещё маленький, а старшему 14 лет. Он занимается хоккеем в «Тракторе», стараюсь больше времени ему уделять. Не знаю, станет он профессиональным хоккеистом или нет, но работа в команде всегда на пользу. Особенно для ребят такого возраста. Спорт дисциплинирует, вырабатывает ответственность, в том числе и перед самим собой. Всегда говорю сыну, что хоккей – это очень тяжёлый труд. Я сам этот путь прошёл и продолжаю идти по нему.
P.S.: Уже завтра орчане сыграют с ХК «Липецк». Затем будет матч 18 ноября в Воронеже против «Бурана» и 20 ноября в Саратове против «Кристалла». А первый домашний матч состоится 23 числа — во Дворце спорта «Юбилейный».
Служба информации ТРК «Евразия».