Специалисты отдела торговли городской администрации подвели предварительные итоги работы с населением по вопросу защиты их потребительских прав, опубликовав следующие статистические данные:
Однако, говорит начальник отдела торговли Елена Озерова, цифры – это не тот показатель, по которому нужно судить о работе. Бывает, что показатель по возврату денег в течение недели или месяца велик, в связи с тем, что решен вопрос по обращению и покупателю возвращены деньги за некачественный автомобиль, а бывает месяц, когда решаются вопросы в добровольном, досудебном порядке , но цена товара или услуги копеечная.
Так к примеру за 10 месяцев 2012 года возвращено денег за товары и услуги 211-ти потребителям, устранено недостатков в товарах и услугах или произведена замена на сумму – 1 717 592 рубля, а за аналогичный период этого года – 161 потребителю на сумму 1 642 706 рублей.
Специалистами была оказана помощь в подготовке 169 претензий, из которых:
- сотовый телефон – 45, что составило 32.8%;
- холодильник - 10, что составило 7.3%;
- планшет - 9, что составило 6.6%;
- фотоаппарат, видео-регистратор, ТВ, стир.машина, - по 4, что составило 2.9%;
- кондиционер, мультиварка - по 3, что составило 2.2%;
- тонометр, автомобиль, видеокамера – по 2, что составило 1.5%;
- др.товары – по 1 претензии (автомагнитола, обогреватель, стабилизатор, микроволновка, эл.плитка, хлебопечь, соковыжималка и др.товары);
По услугам оказана помощь в оформлении претензий – 25, в том числе :
- окна-ПВХ - 15, что составило 60% ;
- изготовление и реставрация мебели - 4;
- услуги пошива - 3;
- по ремонту и облагораживанию балкона, изготовлению ворот по — 2;
- др.услуги по -1 (жалюзи, услуги химчистки, изготовление лестничного марша, изготовление и установка памятника, установка межкомнатных дверей и т.д.)
Отстаивать свои права можно нужно. Если не получается самостоятельно, то в отделе торговли окажут помощь, к которой стоит прислушиваться.
Пример 1: потребитель приобретает стир.машинку, подключает ее – и она не выполняет заданных программой функции. Стиральную машинку забирают в АСЦ на диагностику и ремонт (согласно претензии) и выдают заключение – прибор технически исправен. Привозят машинку, потребитель ее подключает - деффект присутствует, потребитель повторно обращается в специалистам по ЗПП, оформляют претензию на возврат денег, т.к. в товаре после нахождения в сервисном центре – тот же дефект, который не позволяет использовать прибор по его назначению. Потребителю возвращены деньги за стиральную машинку. Но в данном случае на товар есть гарантия.
Пример 2: покупатель К. приобрел фотоаппарат в июле 2013г. с гарантией изготовителя на бесплатное устранение недостатков производственного характера в течение 1 года. Однако, при использовании фотоаппарата потребитель обнаружил, что он не заряжается. Покупатель обращается в магазин, его направляют в авторизованный сервисный центр, где выдают заключение – не гарантийный случай, требуется замена аккумулятора (согласно гарантийного талона завода-изготовителя – на аккумулятор не распространяется гарантия – т.е. в данном случае, так как не прошло 2-х лет с даты продажи товара – потребитель может обратиться к продавцу, продавшему товар, должен предоставить доказательство, что аккумулятор имеет производственный брак и тогда ему должны вернуть деньги за товар и за экспертизу. Но экспертиза стоит 4720 рублей и потребитель не хочет нести дополнительных затрат. А магазин не может принять у покупателя данный товар – т.к. есть заключение сервисного центра.
Потребитель не хочет делать экспертизу, магазин не может принять товар. Вопрос на сегодняшний день открыт, покупатель ушел недовольный, магазин готов решать с ним вопрос – если будет заключение экспертизы ТПП г.Орска. Мы со своей стороны готовы работать с потребителем, время у него есть до июля 2015г., но в данном случае без экспертизы решить данный вопрос нельзя.
– На сегодняшний день меня как зам.главы по развитию потребительского рынка и аграрной политике, – говорит Е.Озерова, – волнует вопрос приобретение потребителями пылесосов «КИРБИ». Потребители говорят, что они заключают договора под каким-то воздействием…
Понуждение к заключению договора не допускается Гражданским кодексом, а сделки, совершенные под влиянием заблуждения, обмана, угрозы, могут быть признаны судом недействительными. ГК РФ закрепляет и правовые основания признания судом сделок недействительными (см. ст. 167 ГК РФ). Таковыми, в частности, могут быть признаны сделки, совершенные под влиянием заблуждения (ст. 178 ГК РФ), или сделки, совершенные под влиянием обмана, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой (ст. 179 ГК РФ). Принимая решение о приобретении того или иного товара по рекомендации продавцов-распространителей, которые, "навязчиво врываются в дом и предлагают свои услуги", необходимо знать, что по общему Правилу, закрепленному п. 2 ст. 1 ГК РФ, граждане свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договоров, а понуждение к заключению договора не допускается (п.1 ст. 421 ГК РФ). При этом приобретают и осуществляют они эти права исключительно по своей волей и в своем интересе (п.2 ст. 1 ГК РФ).
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996г. № 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", "судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей", при этом "никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия"
Если все же гражданин считает, что в отношении его продавцом совершены мошеннические действия, ответственность за которые предусмотрена ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации, он вправе обратиться в правоохранительные органы, предоставив в качестве доказательства копии платежных документов, подтверждающих факт оплаты соответствующих товаров, а также другие документы, имеющие отношения по существу его обращения.
Необходимо иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ и п. 1 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей", защита прав потребителей... осуществляется судом. В соответствии со ст. 5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ), "правосудие по гражданским делам, подведомственным судам общей юрисдикции, осуществляется только этими судами по правилам, установленным законодательством о гражданском судопроизводстве", а в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона РФ "О защите прав потребителей", иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту: нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства; жительства или пребывания истца; заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. (п.2 в ред. ФЗ от 21.12.2004г. №171-ФЗ).
– Призываю потребителей, намеревающихся приобрести дорогостоящий товар (пылесос "Кирби") в кредит, реально оценить свои финансовые возможности, посоветоваться с родными и друзьями. Приглашая домой продавца на бесплатную чистку ковров, паласов, постели, нужно быть готовым, что продавец, демонстрируя работу пылесоса, будет убеждать вас в необходимости приобрести товар. В случае покупки пылесоса "Кирби" убедитесь в том, что вам передали весь комплект документов, за который вы расписались.
Совет психолога Речь «рекламщиков» построена особым образом. Они используют такой психологический метод как внушение – давят на слабости. Если перед ними пожилой или больной человек, то акцентируют внимание на том, что, благодаря пылесосу, в квартире не будет пыли, грязи, и, следовательно, ее жители станут лучше себя чувствовать. Многие этому верят, покупают ненужный пылесос, загоняют себя в долги. Данные методы действуют в основном на людей, не способных сказать «нет». Если вам товар не нужен, то не пускайте продавцов домой. А если все же согласились на бесплатную демонстрацию – будьте начеку. И научитесь говорить «нет».
Специалисты администрации,которым поручена защита прав потребителей, готовы принять граждан, оказать консультацию и практическую помощь в рамках правового поля.
приемные дни :
понедельник, среда с 8.00 до 16.30 обед с 13.00 до 14.00
пятница с 8.00 до 15.30 обед с 13.00 до 14.00
УДАЧНЫХ ВАМ ПОКУПОК И УСЛУГ!
Служба информации ТРК «Евразия».