На следующей неделе объявят результаты очередного мониторинга эффективности высших учебных заведений.
Журналист «КП» Александр Милкус расспросил замминистра образования и науки Александра Климова, чего ждать преподавателям, студентам и абитуриентам:
- Александр Алексеевич, когда год назад вдруг появился первый мониторинг вузов и в списке неэффективных оказались даже РГГУ и МАРХИ, было ощущение, что министерство как-то уж слишком рьяно взялось наводить порядок в высшей школе...
- По итогам того мониторинга около 30 госвузов и 260 филиалов были признаны подлежащими реорганизации. Реорганизации, подчеркиваю, а не закрытию! Из тех тридцати двадцать два подведомствены Минобрнауки. Сейчас принято решение по 19. Судьба остальных до сих пор еще обсуждается. Никто размахивать шашкой не собирался. Процесс идет небыстрый. Он требует тщательной отработки, перевода преподавателей и студентов в новые вузы, инвентаризации имущества.
-Тогда зачем нужно было проводить второй мониторинг, когда с итогами первого не разобрались?
- По закону мониторинг необходимо проводить ежегодно. Ообенность мониторинга этого года в том, что его проходят все высшие учебные заведения, включая негосударственные, а у нас их, если посчитать с филиалами, около 1,5 тысячи .По итогам заседаний рабочих групп, обсуждавших мониторинг-2013, очень много негосударственных вузов и, особенно, их филиалов имеют признаки неэффективности.
- Это мы говорим о тех, кто участвовал в мониторинге. А ведь около сотни образовательных организаций вообще документы в министерство не предоставили.
- Да, около сотни вузов. Это прямое нарушение закона «Об образовании». Информацию по этим вузам мы передали в Генпрокуратуру. Кроме того, все вузы, которые не участвовали в мониторинге, должны быть проверены Рособрнадзором - идет ли в них вообще учебный процесс?
ТЕХ СОЛЬЮТ, ЭТИХ ПРИКРОЮТ
- Недавно Рособрнадзор отозвал лицензии у 69 образовательных учреждений...
- Это не имеет прямого отношения к мониторингу. Решение принято по результатам проверок Рособрнадзора. А вот план проверок 2014 года мы формировали с учетом мониторинга 2012 года.
- Да давно понятно и с негосударственными вузами, и со многими государственными, что они не учат, а дипломы штампуют. Но там ведь есть студенты. И вдруг среди учебного года — ба-бах! - вуз закрывается.
- Права студентов будут соблюдаться! Наше министерство выпустило нормативный документ, которым определены правила перевода студентов из реорганизуемых или закрывающихся образовательных учреждений. Понятно, там, где учредитель вуза федеральный или муниципальный орган исполнительной власти, ребятам опасаться нечего. Их переведут в другие вузы на аналогичные направления подготовки. А там, где учредителем является ректор или другие физические лица... Придется и министерству думать, что делать со студентами таких вузов. На улице они точно не останутся.
- То есть вы понимаете, что пострадают в конце концов именно студенты?
- Понимаем. Больше того, когда на рабочих группах обсуждали неэффективные образовательные учреждения, сразу смотрели, какие сильные государственные или негосударственные вузы могли бы студентов взять к себе. Проблема в том, что филиалы негосударственных, да и государственных вузов, зачастую, «обучают» студентов за те средства, за которые обучить невозможно! Ну какие знания можно дать за 12 тысяч рублей в год? А доучивать их мы должны в соответствии с теми контрактами, которые они заключили при поступлении. А у нас базовый норматив по экономическим специальностям - 60 тысяч, по техническим- 112 - 120 тысяч в год.
- Норматив - это те деньги, которые выделяет государство на подготовку студентов...
- Да. Бывает, там смотришь расписание - а в нем всю неделю стоит физкультура. «Почему так?» - спрашиваем. Отвечают: вот приедет преподаватель из головного вуза, тогда будет всю неделю экономика!
- Мне рассказывали, что было немало вузов, которые подавали для мониторинга, мягко говоря, приукрашенные данные. Как вы вычисляли врунов и как будете их наказывать?
- Я бы не утверждал, что это всегда был какой-то злой умысел. Были и ошибки. Например, один вуз доложил, что преподавательский состав более чем на 100 процентов состоит из докторов и кандидатов наук. Это явно техническая ошибка. Такие ошибки исправлялись.
Но действительно около полусотни высших учебных заведений подали непонятные данные. Мы целый месяц с каждым вузом в отдельности их выверяли. Тут дело вот в чем. От результатов мониторинга зависит количество бюджетных мест на следующий год, которые получит вуз. У нас теперь они распределяются по конкурсу. Мы ведь заинтересованы в том, чтобы в те вузы, где сильные преподаватели, где есть наука, шли студенты с высоким баллом ЕГЭ.
- В ближайшие дни, как я понимаю, все документы, подготовленные рабочими группами, должны быть переданы межведомственной комиссии. И она будет решать, сколько вузов будет реогранизовано.
- Думаю, из государственных вузов под реорганизацию попадут 5 - 10 и около 30 филиалов. По негосударственным вузам... в одной Москве таких будет около сорока. А еще по стране, наверное, около 150 филиалов негосударственных вузов мы будем рекомендовать реорганизовать. Окончательное решение примет межведомственная комиссия, и цифры могут поменяться как в большую, так и в меньшую сторону. Уточню: для филиалов реорганизация означает закрытие. Хотя возможны разные схемы. Например, нынешних студентов вуз доучивает, но нового набора не ведет.
Кстати, вы упомянули РГГУ и МАРХИ. В этом году эти вузы показали неплохие результаты и попали в перечень эффективных вузов.
МЕСТА ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ СНОВА СОКРАТЯТ
- Про контрольные цифры приема... На самом деле народу не так важно, какая вывеска будет на вузе, больше волнует, какие у детей шансы получить высшее образование. Будет ли сокращение бюджетных мест?
- Скажу так: ежегодно распределение бюджетных мест по направлениям подготовки мы соотносим с тем, что происходит в экономике страны, в регионах. Развивается Дальний Восток, Северный Кавказ. Есть серьезные программы по развитию авиации, атомной промышленности. В прошлом году мы уже сократили количество бюджетных мест для экономистов, юристов, менеджеров на 20%. В этом году сокращаем еще на 14%. Эти места распределяются по инженерным специальностям, информационно-технологическим.
- Я знаю, что следующий мониторинг вы планируете весной. Почему так быстро? Еще решения по нынешнему мониторингу не успеют остыть.
- Мониторинг этого года мы проводили, основываясь на данных 2012 года. То есть уже разрыв почти 9 месяцев. Так что бюджетные места на 2014 - 2015 год были распределены до подведения итогов. Ситуацию надо исправлять. Данные мониторинга учитываться при распределении мест. Так что в следующем году мы проведем мониторинг и его анализ до объявления контрольных цифр приема на учебный 2015 - 2016 год.
Нам важно, чтобы вузы могли планировать свою деятельность. И абитуриенты заранее понимали, куда они пойдут учиться и сколько бюджетных мест для них будет. Весной следующего года мы выйдем на удобный для всех режим.
СТУДЕНТ ИЗ КИРГИЗИИ - ИНОСТРАНЕЦ?
- И о критериях. Вас много критиковали за те пять критериев, которые министерство выбрало для определения эффективности вуза. В этом году вы их оставили несмотря ни на что и просто добавили шестой. Скажите, как эффективность вуза связана, допустим, с количеством иностранных студентов? Скажем, вуз в Сыктывкаре. Но туда даже при большом желании ни один иностранец не доберется!
- Критерии мониторинга очень мягкие. Любому стоящему вузу, имеющему штат преподавателей, занимающемуся наукой, их несложно выполнить. Мы же считаем вуз эффективным, если выполнены три из шести критериев!
- Слушайте, студент из Киргизии или Узбекистана у нас тоже иностранец? Не получится ли так, что вузы будут набирать таких иностранцев, чтобы их сочли эффективными?
- Этот вопрос рассматривался на Ассоциации ведущих университетов. Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий предложил учитывать студентов в мониторинге и студентов из стран СНГ. Это справедливо. Они граждане иностранных государств. Зачастую очень талантливые ребята. И блестяще учатся. Поступают они по квотам, которые выделяет правительство России.
Источник: «Комсомольская правда».