Епископ Орский и Гайский Ириней рассказал об острых проблемах, которые за последние годы распространились в нашем обществе. Пресс-служба орской епархии публикует интервью с владыкой.
— Ваше Преосвященство, все, кому приходилось бывать рядом с Вами, непременно обращали внимание на то, как ласково и с любовью Вы относитесь к ребятишкам. Что для Вас, монаха, значат дети?
— Дети — будущее города, страны и будущее человечества. Нам важно, чтобы они сохранили на всю жизнь чистоту свою и передали этот великий дар новому поколению.
Дети — идеал духовной и нравственной чистоты. На это указал нам Иисус Христос: «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». В этом мире более чистоты, искренности и любви детской сияет лишь святость. Мы несем ответственность перед Богом, нашими ближними и самими детьми за сохранение этой чистоты.
— Владыка, многие молодожены, часто и православные, не торопятся с рождением ребенка. Они не скрывают своего желания подольше «пожить для себя». Некоторые руководствуются вроде бы благородными целями: нужно еще поучиться, сделать карьеру в профессии, укрепить финансовое состояние, расширить жилплощадь и прочее. Как Вы на это смотрите?
— Увы, мы живем в мире, где люди забывают о том, что главное призвание супругов — рождение и воспитание детей в благочестии. А благочестие не зависит от финансового состояния и успешности родителей. Зависит оно только от духовного состояния самих родителей. Так что смотреть на это можно только как на серьезные проявления культа своего «я», который столь широко пропагандируется в наше время и часто воспринимается молодыми уже на уровне подсознания — отсюда и «благовидные» предлоги.
Есть немало людей, которые были бы рады иметь детей, но Господь их им не дает. Часто бывает, что родители рождение детей откладывают на потом. Затем наступает момент, когда родить уже не в состоянии (здоровье не позволяет), и сильно скорбят.
— Раньше в случае развода родителей ребенок, как правило, оставался с матерью. Сейчас то и дело слышно: отец один воспитывает ребенка, иногда и нескольких. И не потому что овдовел, а потому что жена бросила их. Что происходит с женщинами?
— Сердце матери ожесточается. Во многом вина лежит на людях, «проповедующих» идеал женщины: успешная карьера, деньги, богатство, красота. А ведь традиционный идеал женщины — любящая мать и жена, заботливая хозяйка — забыт. Отсюда и такой печальный результат, о котором Вы говорите.
Многие женщины, забыв традиционный идеал (служение ближним, семье, детям) и пытаясь всеми силами стать идеальной женщиной (служение собственному тщеславию), совершают страшные ошибки, которые приводят к неудачам, к глубоким психологическим кризисам и ожесточению сердец. Путь один для таких женщин — погибель. Другого ожидать и не приходится. Это касается не только женщин, но и мужчин.
— В обществе постепенно создается стереотип: появление детей — это кошмар, связанный с потерей здоровья и внешней привлекательности, конец молодости и даже, вероятно, потеря любимого. Девушки начинают этого бояться. Редко можно услышать от кого-либо о том, что женщина в положении «светится изнутри», у нее «вырастают крылья»... Отчего это происходит, и можно ли изменить такую тенденцию?
— Общество сегодня низко падает, сильно деградирует. Каждый замечает, что телевидение не предлагает семьям иметь побольше детей, а учит: «Зачем родить нищету…» Страшно, что в передачах о звездах эстрады или о преуспевающем «западном» человеке и его состоянии не показывают детскую комнату с игрушками. Возможно, ее и нет. Все это кощунство!
Настоящая мать никогда не ценит свою жизнь более жизни детей — это заложено в женщине изначально, это ее призвание. Если мы видим что-то иное — это свидетельство того, что человечество все более отходит от Бога и Его заповедей.
Причина в том, что умножается грех. Изменение в лучшую сторону можно ожидать только тогда, когда начнем соблюдать заповеди Творца. Прежде всего – заповедь о любви к Богу и ближнему. Если мы будем стремиться устраивать земную жизнь так, чтобы она была образом и отображением жизни вечной, — очень многое изменится и в наших душах, и в наших семьях и в нашем обществе в целом.
— Одно из чудовищных явлений, пришедшее с Запада, — так называемые люди «чайлдфри», то есть свободные от детей. Это мужчины и женщины, которые осознанно не хотят иметь детей. Вот что они пишут в сети Интернет: «Зачем создавать себе проблемы? Я за жизнь без проблем!» или «Тратить 20 лет своей жизни на то, чтобы было кому в старости подать стакан воды — это безумие!»… Ваше Преосвященство, что это: незрелость, эгоизм или какое-то заболевание?
— Такие страшные слова могут произносить люди, которые сами не стали старыми, которые сами никому не помогают.
Это эгоизм, все тот же культ собственного «я» в самом явном виде. И не исключаю, что такие люди духовно и психически больны. Это следствие духовной нищеты, которая образуется в результате того, что человек все более удаляется от Творца.
— Эта эпидемия становится заразной. Некоторые семейные пары имеют детей, но тоже причисляют себя к чайлдфри, так как испытывают полное равнодушие или сильнейшую неприязнь к своим собственным детям. Живя с такими родителями, малыш каждую минуту ощущает, что он им не нужен, что он лишний, что он всех раздражает! Порой детей просто отдают на воспитание бабушкам и дедушкам: «Хотели внуков? Получите подарок!». Что порождает такое отношение к детям?
— Это страшный вызов тем, кто подарил нам жизнь. Я понимаю, когда мама или папа уезжают на работу в другой город или в другую страну и со слезами на глазах передают своих детей на воспитание своим родителям. Но когда их передают только по той причине, что «хотели внуков — воспитывайте», то это страшно. Такие поступки делают несчастными не только родителей, но и детей. Это приводит к общему росту агрессивности и жестокости в обществе. Мы имеем то, что отдаем, и более того. Если отдаем презрение и жестокость, получим именно то же в несравнимо больших масштабах.
— Существует и другая сторона вопроса, связанная с деторождением. Огромной проблемой сегодняшнего общества является бесплодие. Многие супружеские пары любят детей, искренне хотят родить ребенка, молятся об этом Богу, тратят на обследование и лечение немалые средства. Что им делать? Кто и как может им помочь?
— Уповать на милость Господа Бога и не отчаиваться, просить в молитве — и Бог даст утешение. Возможно, это служит испытанием верности и любви супругов, насколько они действительно готовы стать родителями. Не следует пренебрегать и медициной, ибо все, что ведет ко благу человека, несомненно, от Бога. За врачей мы молимся постоянно, чтобы Господь благословил «ум и руки врачующих нас».
Родителям, не имеющим детей, стоит подарить счастье тем несчастным деткам, которые по различным причинам лишены родительской любви. Как показывает практика, часто после усыновления сирот в бездетных семьях рождались и свои дети.
Конечно, усыновление — это серьезный шаг, к которому готовы немногие. Но можно заботиться о ребятишках из детских домов, оказывая им благотворительную помощь. Возможно, видя усердие в этом служении неродным детям, Господь благословит семью и желанным наследником.
— Владыка, а допустимо ли для православных супругов обращение к современным вспомогательным репродуктивным технологиям?
— Этот метод неестественен, он нарушает тот процесс деторождения, который благословил Бог человеческому роду. Часто этот метод приводит к самым плачевным последствиям, несмотря на то что на первых порах имеет самые привлекательные формы и обещает блестящие перспективы.
Известно, что применение таких технологий ведет к гибели множества «лишних» эмбрионов, по сути — гибнут еще не родившиеся люди! Но Церковь признает рождение нового человека в момент зачатия ребенка. В Социальной Концепции Русской Православной Церкви сказано: «С момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно». На рубеже II и III веков Тертуллиан говорил: «Тот, кто будет человеком, уже человек».
Таким образом, применение данных технологий для православного человека недопустимо. Важно помнить, что зачатие и рождение ребенка — это дар Божий, к которому необходимо подходить с величайшим благоговением.
— Но в нашей стране становится популярной еще и услуга суррогатного материнства, когда женщина соглашается (почти всегда за деньги) выносить и родить генетически чужого ей ребенка. После этого пишет от него «отказ» и отдает биологическим родителям. В некоторых странах такая процедура запрещена на законодательном уровне. В других процветает и становится бизнесом, как, например, в Индии. Там все поставлено на поток, открыта настоящая фабрика по производству суррогатных детей. Владыка, каков Ваш взгляд на такое явление?
— Я уже неоднократно говорил, что суррогатное материнство – не выход, а бунт против Бога. Если ты желаешь иметь ребенка, но Господь не дарует родных чад, почему не даровать тепло любви тем, кто лишен его — несчастным сиротам?
«Суррогатное материнство» — в серьезной мере измена супружескому целомудрию, нарушение благословения Божия о Таинстве Брака, ибо Брак — есть союз любви двоих. Здесь же мы имеем третью несчастную душу матери, теряющей дитя, и столь же несчастные детские души.
Желающие более подробно узнать мнение Церкви по этому вопросу могут зайти на сайт нашей епархии, где помещена моя статья о «суррогатном материнстве».
— Ваше Преосвященство, мы сегодня говорили о сложных явлениях современной жизни, связанных с деторождением. Всего несколько лет назад многие из них невозможно было и представить. Подводя итог, что Вы можете сказать? Этот процесс деградации семейных ценностей можно както остановить или он необратим? Как девушкам и юношам отличать истину от порока? Кто им поможет в этом?
— В наше время легко «списывать» с себя ответственность и оправдывать себя. Но если хотим, чтобы было меньше жестокости, дерзости и пошлости, если у нас болит сердце, видя все то страшное, что творится вокруг нас, если мы ратуем за чистоту, искренность и настоящую любовь, мы должны очистить свое сердце от пороков и дать возможность Богу вселиться туда. Это станет примером для окружающих людей.
И помнить, что в этом мире нет ничего безнадежного. Мы знаем, что «невозможное людям, возможно Богу». В любом процессе деградации семейных ценностей и отношений, а также других подобных негативных явлений в нашем обществе стоит обратить внимание на самих себя. И в самом себе искоренить пороки. Для этого необходимо усердно трудиться, стараясь быть лучше, и жить достойно человеческому званию, к которому призваны Богом, сознавая свою немощь, смиренно призывая Его всесильную помощь. И тогда увидим, как изменится мир вокруг нас.
Что же касается того, как отличать истину от лжи, то и в этом все одновременно предельно просто и бесконечно сложно. Истина — в любви. Причем, в любви жертвенной, ибо человек до тех пор остается человеком, пока умеет любить и жертвовать собой ради тех, кого любит. Иначе человек медленно, но верно превращается в странное человекообразное существо, движимое только ему одному понятными инстинктами. В поисках граней между истиной и пороком логично опираться на ценности Евангельские, переданные Богом.
Порой непросто идти трудным, но спасительным путем. Нам нужна помощь от Бога и окружающих людей. Слава Богу, таких людей немало в наших храмах. Господь, видя наше смирение и наше стремление жить по заповедям Евангельским, протянет руку помощи. Если только мы сделаем хотя бы малый шаг Ему навстречу.
Беседу вела Татьяна Базилевская, пресс-секретарь орской епархии.