В начале двухтысячных годов в Катаре был ликвидирован бывший вице-президент Чечни Зелимхан Яндарбиев. Машина с ним, его 13-летним сыном и двумя охранниками была взорвана. Что это, операция наших спецслужб или внутренние разборки соратников? В истории России была похожая ситуация, связанная с убийством в Китае последнего атамана Оренбургского казачьего войска Александра Ильича Дутова. Случилась она более восьмидесяти лет назад. Это была, пожалуй, самая первая закордонная операция ВЧК. И по сей день многое в ней остается тайной. Об этом, кстати, снят фильм «Конец атамана».
Загадочные записи
С этими уникальными бумагами мне дала возможность познакомиться заведующая Орской библиотекой имени Шевченко Нелли Николаевна Есикова. Ей они в свое время попали через десятые руки. Два потрепанных листочка представляют особую ценность — на них собственноручные воспоминания проживавшего когда-то в Орске Насыра Ушурбакиева, участника ликвидации атамана. В Орском телефонном справочнике несколько таких фамилий. Звоню на выбор. Отвечает молодой девичий голос. Осторожно спрашиваю о Насыре Ушурбакиеве.
— Да, — отвечает голос, — это мой прадедушка. Только я ничего о нем не знаю. Вам надо с бабушкой поговорить.
И дает номер ее телефона.
Депеша с «того света»
С двадцатого по двадцать второй год чрезвычайным комиссаром в Туркестанской республике был представитель ВЧК Яков (Ян) Петерс. Вот как описывает Ушурбакиев ход мероприятий по внедрению агентов в ближайшее окружение Дутова: «Петерс возглавлял операцию. Исполнителями, или, по-нашему, киллерами (а я-то думала, что это слово пришло в Россию вместе с братками. — Авт.), были определены Касымхан Чанышев, начальник милиции Джаркента, и Василий Неверов (возможно, Неведов, плохо прописано. — Авт.) от Р.В.С. (Революционный Военный Совет) Туркестанского фронта. Ставилась задача войти в доверие к атаману, при возможности переправить его через китайскую границу в Россию и судить принародно».
Как пишет Насыр, начались поиски контакта с атаманом. Одновременно проводилась работа по дискредитации самого Касымхана Чанышева. Его несколько раз арестовывали местные чекисты, обвиняя в антисоветских настроениях. Арестовывались также родственники Чанышева. Наконец встреча состоялась. «Дутов был очень осторожен, без лишних слов рассказал о своей программе освобождения России. Стал расспрашивать Чанышева о положении в Семиречье. Слушал без интереса... Разведка у атамана была на уровне». Дутов поверил Чанышеву и через него решил налаживать связь с бело-казачьим подпольем Семиречья. Тут-то и была подключена бригада, в состав которой вошли братья Ушурбакиевы — Насыр и Азиз. Продолжение читайте здесь.
Служба информации ТРК «Евразия».