14 марта значится в календаре как Международный день рек. Корреспонденты Orsk.ru решили встретиться с общественниками и проехать с ними по главным артериям города. Это, естественно, Елшанка и Урал. А заодно выяснить, существуют ли в нашем городе водные проблемы и кого они, собственно, волнуют. Если волнуют вообще...
Сперва мы и общественник Светлана Кузнецова отправились на реку Елшанка. Ежегодно волонтеры занимаются чисткой водоема, но горы мусора в русле реки образуются с завидным постоянством. Власти города, рассказывают нам общественники, несколько лет назад попытались облагородить берега речушки.
— Сюда завезли песок, построили дамбу, чтобы устроить затон, — рассказывает общественник-волонтер Светлана Кузнецова. — Планировалось, что здесь будет городской пляж, место отдыха для людей. Под этот проект, естественно, выделялись деньги. А теперь вот видите, что здесь: одна грязь.
Грязь и мусор. Их в орских водных артериях почти столько же, сколько самой влаги. Сейчас ледоход. И кажется, можно сделать на него скидку. Но общественники упрямы: это круглогодичная картина.
— Сейчас в реке Урале плавает бытовой мусор, — говорит наша собеседница. — Здесь же и канализационные стоки, и стоки с предприятий, по берегу реки стоят шлакоотвал и солеиспарители. От этого вся экосистема Орска скоро рухнет. Мы не сможем пить грязную воду.
У людей хотя бы есть домашние фильтры очистки, а вот речная живность проходит сейчас самый настоящий естественный отбор. Урал мельчает, а рыба ищет место поглубже. Некогда осетровая река утратила свой статус.
Вредят экосистеме и регулярные сбросы Ириклы, пояснили нам в областном географическом обществе. Орская дамба, вторят областным специалистам местные, тоже убивает речную экосистему. Большой перепад воды ежегодно весной нарушает в Урале естественные процессы. Общественники это понимают, но сделать ничего не могут.
— Документов мы никаких не имеем, власти не советуются с нами, а ставят перед фактом — делится Светлана Кузнецова. — Администрация и чиновники на связь с нами не идут, вся информация закрыта.
Видимо, промышленная сторона вопроса для власти сильнее, чем экологическая. Масштабнее всего, по словам общественников, проблемой Урала занимаются в областном географическом обществе. Регулярно совместно со специалистами из Казахстана экологи организуют экспедиции по руслу реки. Причем, делают они это за свой счет. Из бюджета не выделяется никаких денег, ведь Урал для России — река заштатная.
— Мы много лет бьемся, чтобы на нас обратили внимание, — говорит председатель Оренбургского областного отделения русского географического общества Александр Чибилев. — Астана уже поняла важность Урала, а Москва нет. По водности он занимает всего лишь 30-е место, в европейской части 3-я река по длине. В год Урал несет 10 кубических километров воды, Нева 75, Волга — 250-300. Они смотрят на этот план и не обращают внимания на нас. Это для нас Урал — главная артерия. И для западного Казахстана нет другого источника пресной воды.
Вот так, международными усилиями, возможно, и предотвратим экологическую катастрофу на Урале. Тем более, что экологи уже и план наметили: воспитать в людях культуру природопользования, остановить нерегулируемый процесс строительства плотин и разработать единую водную границу между Россией и Казахстаном. Да побыстрее. Пока предмет разговора не пересох окончательно.
Светлана Станкевич.
Служба информации ТРК «Евразия».