Орская семья нашла в сарае своего дома тайник с архивными письмами, газетами и документами. Гайк Мадатян купил частный дом по улице Карельской в феврале. Во дворе стояла небольшая постройка, которую хозяева использовали в качестве склада для вещей. В апреле сильный ветер снёс крышу сарая. Под ней был бревенчатый настил. Там и обнаружился тайник с бумагами. Некоторые документы были спрятаны в стене постройки.
Ничем непримечательный сарайчик оказался местом хранения истории жизни целой семьи — семьи Сорокиных. Хозяин дома Гайк Мадатян не выкинул старые вещи на свалку, он начал разбирать завалы, сортировать письма и газеты, перебирать документы и читать, читать, читать… По словам его супруги, глава семейства забросил все дела и уже пятые сутки изучает бумаги — он перечитывает десятки старых газет и книг, с лупой разбирает размытые письма, пытается разобраться в родственных связях всех адресантов и восстановить историю жизни семьи Сорокиных.
Старые письма, сложенные треугольником, с пометками «просмотрено военной цензурой»; газеты «Орский рабочий» и «Правда», датированные 30-ми — 40-ми годами прошлого столетия; талоны на хлеб; новогодние игрушки из бумаги; детские прописи; документы по работе; песенники — от всего этого, у Гайка закружилась голова.
История чужой жизни, спрятанная в этих бумагах, напомнила Гайку об истории своей семьи. Его дед пропал без вести на войне в 43-ем. У семьи Мадатян не осталось ничего в память о родственнике — ни писем, ни фотографий. По словам Гайка, если бы он нашёл хоть какой-то обрывок истории своего деда, он был бы счастлив. Поэтому он так трепетно и отнёсся к находке.
Семью Сорокиных, чьи архивы были найдены, война тоже не обошла стороной. Судя по письмам, отец семейства был на фронте, кто-то из родственников погиб, кто-то выживал, как мог.
Гайк решил во что бы то ни стало найти родственников Сорокиных. В этом ему помогли сотрудники орского музея. Сегодня в гости в свой прежний дом приехала Ирина Сорокина — та самая первоклассница, чьи прописи нашли среди бумаг. Сейчас ей 83 года.
В доме на Карельской прошло всё детство и юность Ирины Фёдоровны. О тайнике с семейными архивами она ничего не знала до звонка Гайка. Такая встреча с прошлым стала для орчанки полной, но приятной неожиданностью.
Во двор Ирина Фёдоровна зашла со слезами. При виде цветущей сирени на лице орчанки появилась улыбка: «Это я сажала...» Пенсионерка узнала сапоги и вещевой мешок своего отца, которые хранились вместе с документами в коробках, и выкройки матери, которая обшивала всю семью.
Чуть позже в гости приехал и сын Ирины Фёдоровны. Читая письма и просматривая старые бумаги, орчанка вспоминала прошлое. Она рассказала, как стояла в очереди с талонами на хлеб, как отец ездил на охоту, как своими руками сшивала тетради для учёбы из старых газет и многое другое.
На обложке одной из тетрадей мы обнаружили рисунок — обведённую карандашом руку уже шестиклассницы Иры Сорокиной. Сегодня Ирина Фёдоровна приложила свою ладонь к незамысловатому контуру — вот так и соединились истории прошлого и настоящего. А две совершенно чужие друг другу семьи стали как будто родными.
Эта встреча для семей Мадатян и Сорокиных будет явно не последний. Они уже условились ходить друг к другу в гости. Так что, впереди этих прежде незнакомых людей ждут долгие вечера и разговоры о прошлом...
Антонина Сатарова.
Служба информации ТРК «Евразия».