11-летнего Ярослава органы опеки забрали прямо из школы без предупреждения. Позже к прабабушке ребенка пришли представители службы, рассказывает пенсионерка, и сообщили, что увезли его в Абдулинский детский дом. Ей же предложили прийти и оформить опекунство. Надо сказать, что Надежда Егоровна уже пыталась это сделать после смерти матери Ярослава. Это было в 2011 году. Дело в том, что практически с самого рождения Ярослав и без того почти всегда жил у бабушки. Тогда ей было отказано по возрасту: женщина 1931 года рождения.
После отец мальчика запил, оступился и был закрыт правоохранителями на 2 месяца. Тогда-то органы опеки и отобрали ребенка. Надежда Егоровна пыталась выйти со спецслужбами на диалог, но в ответ слышала что-то подобное.
— Они мне говорят: что, большую пенсию получаешь? — со слезами на глазах рассказывает прабабушка Ярослава Надежда Донкина. — А у меня и правда пенсия большая: 22 тысячи. Так, мол, еще и за мальчика хотите 6 тысяч. Не шикарно ли вам это? — они мне говорят.
В общей сложности Надежда Егоровна в последний раз общалась с Ярославом почти 2 месяца назад. Уже тогда пенсионерка понимала, что мальчик испытывает дискомфорт в новых условиях.
— Он по телефону мне говорит: бабушка, здесь все большие, они меня... И молчит. И больше ничего не может сказать, — плачет Надежда Егоровна.
К слову, наша героиня собрала все необходимые документы для оформления опеки. Но в опекунстве ей было отказано. Она обратилась в Ленинский суд. Там взвесили все «за» и «против» и решили, что отказ необоснован.
По закону, женщина пусть и преклонного возраста, но обладает нужными требованиями, чтобы взять 11-летнего ребенка под свое крыло. Кроме того, она 40 лет отработала учителем и 10 из них в качестве общественного инспектора по охране детства и трудных семей.
— Суд удовлетворил заявление орчанки, — комментирует ситуацию помощник судьи Ленинского районного суда г. Орска Екатерина Дубова. — и признал заключение управления образования администрации г. Орска о невозможности заявителя установить опеку над правнуком, 2002 года рождения, незаконным. Суд обязал управление образования устранить допущенные нарушения, препятствующие заявителю в реализации своего права быть назначенной опекуном своего внука. Надежда Донкина соответствует всем требованиям, предъявляемым к личности опекуна, статьями 35 ГК РФ и 146 СК РФ.
Кроме того, на суде Ярослав использовал свое право выбора, которым обладают дети старше 10 лет. Он четко изъявил желание проживать только с бабушкой, но орские органы опеки подали апелляционную жалобу. Отдавать ребенка пенсионерке они категорически не хотят. Причина проста: «Когда Ярославу исполнится 16 лет, бабушке он нужен не будет. Поверьте нашему опыту», — заявили нам в службе.
Остается лишь надеяться, что суд высшей инстанции примет правильное решение. Законное и человечное.
Светлана Станкевич.
Служба информации ТРК «Евразия».