Область отметила День строителя. Тем более, что и повод к профессиональному празднику нашёлся как нельзя более кстати: Оренбуржье в этом году сдаст порядка 900 тысяч кв. метров жилья, а это абсолютный рекорд после развала Советского Союза.
Но что на самом деле стоит за этими цифрами? Действительно ли мы строим так же много и качественно, как и раньше? Об этом мы беседуем с гостем нашего номера, кандидатом технических наук, председателем Союза строителей Оренбуржья Алексеем Павловичем Полоцким.
За длинным рублём
— Алексей Павлович, каков абсолютный рекорд по темпам ввода новостроек для строительной отрасли Оренбуржья?
— Это примерное 1,2 миллиона квадратных метров жилья в год. Таких темпов отрасль достигла в середине 80-х. Тогда вообще очень активно шло строительство как гражданских, так и промышленных объектов. После этого — затяжное, на полтора десятилетия, падение в пропасть. И лишь в середине 2000-х — медленное выползание из глубочайшего кризиса.
— Но 900 тысяч «квадратов» — это отличная цифра. Можно говорить о том, что мы сегодня практически наверстали упущенное?
— Я бы не торопился с такими громкими заявлениями, и вот почему. Давайте посмотрим, какое жильё строили тогда, в 80-х. Это были квартиры полностью готовые к заселению, что называется, «под ключ» — стояла сантехника, плиты, батареи, водогрейные колонки (там, где не было централизованного горячего водоснабжения). Я уж не говорю о том, что на стенах — обои, на полу — линолеум, а в проёмах — двери.
А что теперь? Квартиры сдаются без отделки, да что там — кое-где нет даже электрической разводки, самому нужно воду тянуть и даже отопление устанавливать. То есть сейчас сдаётся эдакий «полуфабрикат», и чтобы начать жить в новостройке, новым хозяевам приходится тратить огромные деньги на ремонт. Поэтому я и говорю, что публикуемые цифры о сдаваемом жилье — в определённом смысле лукавство: жильё вроде бы сдали, а жить в нём — нельзя. Строительные компании экономят огромные деньги на том, что не делают отделку, но потребителю-то от того не легче.
Второй значимый момент — это площадь квартир. Тогда практически не было гигантских пентхаусов на 150 метров, жильё было компактным, небольшим. То есть гораздо больше семей могли справить новоселье. Хотя, конечно, нельзя сравнивать сегодняшние стандарты жизни и в советское время. Нет ничего плохого в том, что люди покупают большое и просторное жильё. Просто должен существовать сегмент и небольших, молодёжных, квартир маленькой площади и небольшой цены. Но, видимо, на «элите» получается заработать больше…
Отрасль одного города
— Сейчас строят в основном в Оренбурге и пригороде. В 80-е ситуация была аналогичной?
— В том-то и дело, что нет. И это — третье, я бы сказал, ключевое отличие нынешней ситуации в строительстве с той, что была во времена Союза. С одной стороны, объективно — в Оренбурге сейчас жилья возводится очень много. Практически повсюду стрелы кранов, как грибы после дождя растут новые кварталы. Но посмотрите на другие города области, там же жилищных многоэтажных строек практически нет! «Многоэтажка» практически вся сосредоточена в Оренбурге. А ведь раньше мощнейшие стройтресты были в Орске, Гае, активно застраивался Медногорск, Кувандык, Новотроицк. Те самые 1,2 миллиона «квадратов» в год были более-менее равномерно распределены по всему региону. А сейчас у нас есть города в области, где за 20 лет не построено ни одного нового дома!
— Но, наверное, там развивается малоэтажное строительство?
— Увы… Все более-менее серьёзные проекты по «малоэтажке» тоже сосредоточены в окрестностях Оренбурга. Были задумки по комплексной застройке посёлков в Бузулуке и под Орском, но насколько я знаю, по темпам реализации им далеко до оренбургских.
«На цементе не экономили»
— А если говорить о качестве нового жилья, то есть разница между советскими стандартами и нынешними?
— Разница огромная! Это примерное то же самое, как сравнивать машину «Москвич-412» и современную иномарку российской сборки. Сегодня совершенно другие требования к теплоизоляции, энергосбережению. Во всех новостройках — пластиковые окна с тройными стеклопакетами, заизолированные трубы, утеплённые чердаки и подвалы. Применяются новые материалы — та же ПВХ-труба вместо металлических и чугунных сливов… Кроме того, и совсем другая техника используется. В Оренбурге раньше построить дом выше 9 этажей было огромной проблемой, не было ни технической возможности, ни проектов. Сейчас и 18 этажей возвести — обычное дело.
— Но если говорить о прочности самих зданий? Есть гарантия, что не «тяп-ляп» собрали дом?
— Насчёт прочности я не стал бы беспокоится, не думаю, что строители экономят, условно говоря, на цементе и дом может развалиться. В себестоимости квартиры цена цемента невелика. А вот стоимость отделки, как я уже говорил — да, существенна. В советское время всё-таки пытались неровности, стыки плит выравнивать, штукатурить, приводить, что называется, всё в божеский вид. Сейчас, увы, эту проблему целиком «сбросили» на собственника. Купил голые бетонные стены с пучком торчащих проводов — и занимайся дальше сам. Так что если с этой стороны смотреть, то, конечно, качество не выдерживает никакой критики. Его просто нет, критиковать нечего. В этом отношении, например, мне нравится опыт наших соседей в Башкирии. Там гораздо строже следят за тем, что сдаётся покупателю в новостройке. Мало того, что выполняется предчистовая отделка, так в обязательном порядке от строителей требуют выполнить шумоизоляцию, чтобы в панельных домах не слышать, условно говоря, дыхание соседа за стеной.
— И завершающий вопрос. Чего, на ваш взгляд, не хватает строительной отрасли Оренбуржья?
— Я думаю, что всё-таки нужно сделать упор на возведение доступных по цене микрорайонов с небольшими квартирами-студиями. Они станут «стартовой площадкой» для молодых семей. Для них «потянуть» даже однокомнатную квартиру площадью в 50 кв. метров (а меньше сейчас мало кто строит) невозможно.
И второй момент — это принципиально решить вопрос с инфраструктурой. Наши новые микрорайоны всем хороши, но их губит почти полное отсутствие дворов, парков, садиков, поликлиник… Каждый квадратный метр используется, чтобы «выжать деньги». Однако прибыль — прибылью, но и о людях забывать нельзя. Они хотят жить в комфорте, а не в «каменном гетто».
Источник: www.oren.aif.ru.