Стоимость водяного счетчика сравнима с государственной тайной, только на местном уровне. По крайней мере, такой вывод позволяет сделать непонятная ситуация, которая складывается вокруг общедомовых приборов учета. То, что их установка — прямая обязанность согласно федеральному закону, многие уже знают. Некоторые даже без особых вопросов согласны платить по счетам. А вот узнать конкретную сумму — так и не могут. Так есть ли денежный эквивалент общедомовым счетчикам, или им нет цены?
Для начала напомним основные моменты. Установка общедомовых счетчиков — прямая обязанность собственников жилья.
Правда, она была таковой в прошлом году, до 1 июля. После этого за дело берутся ресурсоснабжающие организации, и согласия жильцов уже не требуется. Все расходы ложатся на плечи собственников, как правило, в течение 5 лет, постепенно.
Летом этого года посыпались жалобы от многих жителей. Об установке общедомового прибора учета воды люди узнавали, с их слов, случайно. Дело дошло даже до прокуратуры.
Злободневную тему обсудили и на минувшем аппаратном совещании в администрации города. Представители общественной палаты пояснили, что от горожан поступает много жалоб, и касаются они цены счетчика. Мол, если привести суммы в платежках к общему показателю — получается в итоге, к примеру, 150 тысяч рублей. За один водяной счетчик. На это замглавы по муниципальному хозяйству Сергей Егер ответил, что такой стоимости не может быть. А глава Орска Виктор Франц предложил как следует разобраться и заодно не заступаться за сетевые компании. Закон есть закон, но горожанам следует все объяснить (как вариант — через совет дома): вот счетчик, вот цена, вот так она получилась.
Любопытный документ мы нашли на сайте госзакупок. Говоря вкратце, это открытый конкурс на проектирование, поставку и установку тех самых счетчиков и касается многоквартирных домов от «Водоканала». По состоянию на 1 апреля есть и действующая смета — прибор учета холодной воды, судя по цифрам, обходится в 72 тысяч рублей. Это могут быть предварительные данные, но вряд ли итоговая сумма на порядок выше.
Полную смету можно посмотреть здесь.
В «Водоканале», по словам людей, им не отвечают, просто не берут трубку. Мы тоже попытались дозвониться, но безрезультатно. Говоря о ведомстве, в основном практика показывает почти полное отсутствие контакта и закрытость не только для горожан, но и для СМИ. При том, что это одна из основных коммунальных компаний — такое поведение, мягко говоря, непонятно.
Более подробно проблему обсудят уже завтра, на заседании общественной палаты. Возможно, после этого ситуация все-таки прояснится, и жители будут знать, за что и как платить.
Дмитрий Старостенко.
Служба информации ТРК «Евразия».