В Москве в ОАО «РЖД» состоялся II Съезд региональных журналистов на тему «Сотрудничество субъектов Российской Федерации и ОАО «РЖД»: региональные проекты федерального значения». Мероприятие посетила корреспондент Orsk.ru Светлана Станкевич и еще более 150 журналистов из 58 городов Российской Федерации.
В течение некоторого времени мы будем знакомить вас с новинками и перспективами в РЖД посредством серии материалов на тему.
В этой статье мы поговорим о международной деятельности холдинга «РЖД», его транспортно-логистического развития и реформировании отрасли.
В настоящее время в РЖД переходят на новую бизнес-модель международной транспортно-логистической компании. Это не только повысит эффективность и конкурентоспособность, но еще и улучшит международный рейтинг России в целом.
Сейчас РЖД, считает начальник Департамента международного сотрудничества компании Сергей Столяров, это наиболее развитая сухопутная инфраструктура между Европой и Азией. Именно поэтому так важно развивать сотрудничество.
Ныне Россия привлекает транзитные грузы на трансконтинентальные маршруты коридоров восток-запад и север-юг, которые проходят по территории РФ.
Прежде всего, следует выделить транссибирский маршрут. Он способен транспортировать до 1 млн. контейнеров в год.
Сейчас по железной дороге привозится 1-2% всех грузов. Железнодорожники поставили перед собой цель сократить сроки перевозки до 7 дней из Европы в Азию. Между тем, морской маршрут составляет 45-60 дней доставки. В связи с этим, транспортировку по ЖД нужно сделать приоритетной. Это главная задача компании. И справедливости ради стоит отметить, что за последние годы холдинг в этом преуспел: только в 2014 году было заключено 13 международных соглашений на сумму более 140 млрд. рублей.
Россия успешно сотрудничает с Казахстаном, Белоруссией, Словакией, Китаем, Южной Кореей, Сербией, Германией, Австрией, в перспективе Монголия и другие страны. И это в период кризиса.
В результате успешного сотрудничества, РЖД удалось создать смешанную железную дорогу. Речь идет о паромных переправах.
Такого расширения ОАО «РЖД» удалось добиться за счет смены бизнес-модели. Предыдущая схема основной услугой предполагала железнодорожные перевозки (около 90% бизнеса), а ключевым акцентом – развитие инфраструктуры. При такой модели развития РЖД денежного потока не хватало для финансирования потребностей в инвестициях, потому что тарифы регулируются государством.
Сейчас же холдинг наращивает свое присутствия в нерегулируемых сегментах, таких как: логистические услуги, оперирование, терминально-складское обслуживание, международные проекты. Это позволило РЖД укрепить свои позиции более чем в 47 странах мира.
Что касается реформирования отрасли, то тут журналистам представилась не совсем красочная картина. Повторюсь, приоритетным направлением в развитии РЖД являются грузоперевозки. Вовсе не передвижения пассажиров. В то время как последние жаждут обновления вагонного парка, реконструкции вокзалов, железнодорожных путей и сервиса. В предыдущей статье президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин говорил об убыточности пригородных и междугородних поездов. Государство разработало специальную программу, согласно которой обязуется помогать регионам возмещать РЖД убытки. Однако компенсация в полном объеме произошла лишь единожды: в 2010 году.
А потому похвастаться с точки зрения реформирования РЖД может только грузовым потоком. Информация к размышлению здесь.
Светлана Станкевич.
Служба информации ТРК «Евразия».