Когда я решила еще раз посмотреть сериал «Клон», то ожидала просто обновить вечерний шумовой фон, дать измученному осенне-зимним авитаминозом организму полный покой. Прикинула: пусть мелькают красивые кадры, играет приятная музыка, а я под весь этот «беквокал» буду полулежать на диване — закутанная в мягкий плед и с кружкой горячего шоколада в руках. Но не тут-то было: вместо ожидаемого расслабления в вечерний час, я, при просмотре упомянутого сериала, чуть было не заработала нервный срыв.
Может быть, по молодости лет я обладала более большим и мягким сердцем. Наверное поэтому, в ходе первого просмотра, который, если мне не изменяет память, был лет 7-8 назад, я могла смотреть на главную героиню сериала — кареглазую Жади — с симпатией.
На этот раз главная героиня у меня ни грамма сочувствия не вызвала. Мало того: она чуть было не разбудила во мне если не зверя, то — зверюшку. Примерно с месяц, я более или менее спокойно наблюдала за тем, как эта самая Жади, нигде не работая, с чистой совестью перекладывает обязанности, связанные с ведением хозяйства и воспитанием дочери, на чужие плечи. За все это время я с пристрастием выискивала в поведении девушки хотя бы крохотный намек на стремление к самореализации. И не нашла. Жади не читала книг, не изучала иностранных языков, не старалась помочь мужу в делах, не занималась спортом и даже не пыталась развивать в себе кулинарные таланты. Она горько кляла свою судьбу за то, что не может жить так, как хочет, но вытянув из мужа добро на получение медицинского образования, не попыталась узнать простых мелочей: куда можно пойти учиться, какие экзамены и когда нужно сдавать…
Каждую минуту своего времени она, с ног до головы обеспеченная любящим супругом, посвящала мечтам о другом мужчине. Мне, как женщине работающей и вынужденной рассчитывать исключительно на свои силы, сделалось… как бы это помягче сказать… обидно и (чего уж там!) завидно. После второго месяца просмотра мне стало настолько досадно, что я испытала конкретный приступ кровожадности — перечитала книгу «Суад. Сожженная заживо», красочно представляя в роли Суад пресловутую Жади. Ближе к середине книги разум победил, и тогда мне стало за себя стыдно. Дескать, что же это я, человек с высшим гуманитарным образованием, поддаюсь совершенно низменным инстинктам, пренебрегаю принципами женской солидарности и вообще… Но оказалось, я такая плохая-нехорошая — не одна.
Когда ко мне заглянула вечерком в гости подруга и увидела на экране моего телека нахально-несчастную Жади, она замахала на меня руками: «Немедленно выключи!».
Оказалось, что ей, замужней женщине, которая из последних сил совмещает в себе кормильца и домработницу, тоже было неприятно смотреть на то, как киношная красавица упивается страданиями безделья. «Я — независтливый человек, — как бы оправдываясь, сказала подруга. — Я знаю много неработающих женщин. Но они — все равно очень заняты: обустраивают быт, занимаются детьми, ходят на фитнес, в бассейн… А то, что здесь показывают, — бардак просто! Ходит и ноет по целым дням, типа рвется из золотой клетки. Вытирает об мужа ноги, а как хвост прижмет — сразу бежит прятаться под его крылышко».
«Этот фильм нельзя показывать взрослым женщинам, — заключила моя подруга и добавила: В молодых женщинах он воспитывает склонность к иждивенчеству и неблагодарность, а взрослых — просто злит!». Что правда — то правда: нормальный человек не может спокойно смотреть на то, как некто (без разницы какого пола) загоняет себя в угол своими же неблагодарностью, ленью, а потом еще и страдает от этого, провоцируя достойных людей на недостойные чувства. В общем, по моему стойкому убеждению, фильм «Клон» — вреден для душевного равновесия взрослых женщин.
Казимира Прунскене.
Служба информации ТРК «Евразия».