Листая планшет, даже самые маленькие дети много узнают — те же буквы, цифры, названия животных, птиц, материков и океанов... Многие родители считают, что это хорошо, когда ребенок рано осваивает электронные гаджеты, радуются его сообразительности. Но рано или поздно — как показывает практика, все-таки рано — настает тот самый момент, которого боятся родители, вручая ребенку дорогую «игрушку». Кончается радость от раннего развития нездоровой любовью к планшетам. Малыши, которым самое время проказничать и шалить, сидят тихо, уткнувшись в экран, а, если его спрячешь, устраивают истерики. Сегодня мы представим несколько точек зрения родителей и мнение психолога, чтобы найти верное решение проблемы современной планшетомании. Перед вами реальные переживания обычных орских родителей, которыми они поделились с корреспондентом «ОХ».
Маме удобно, а малыш стал неуправляемым
«Помогите! Я упустила малыша. Как только начал ходить, Стасик стал очень любознательным, один не играл, везде лез, все дверки открывал, все оттуда выкидывал — глаз да глаз за ним, да еще и ел плохо, перед каждой ложкой приходилось чуть ли не петь и плясать. Когда ребенку исполнилось два года, муж купил планшет, сыну показал. Тот сразу заинтересовался, стал нажимать все подряд, потом, видно, понял, что к чему, стал играть. Сначала в «Говорящего кота Тома», а потом понеслось. Бывает, притихнет на целый час, а то и на два, нажимает что-то там, а в это время его можно накормить спокойно. Конечно, мне удобно: на кухне все переделаю, уберусь, умоюсь спокойно, в конце концов. Но буквально через пару месяцев заметила, что ребенок вообще перестал играть с игрушками, катать машинки, фантазировать, стал каким-то неуправляемым — с самого утра кричит, что ему нужен планшет. На запреты не реагирует, стал истерики закатывать, чуть ли не с кулаками лезет. Мы с мужем сто раз пожалели, что показали Стасу планшет. А что теперь делать, не знаем».
Ольга.
Ничего не интересно
«Я работаю воспитателем в детском саду. В последнее время наблюдаю очень много «планшетозависимых» детей. На любом веселом утреннике или когда в группу приезжает цирк, клоун с показом мыльных пузырей, они откровенно скучают, таким ребятам уже в 4 — 5 лет ничего не интересно. Никакой аниматор их не развеселит, одна мысль — достать какой-нибудь «Айпад» и зависнуть в нем. Некоторым детям родители свободно дают в садик такие «игрушки», а если я, как воспитатель, запрещаю, то дети, бывает, даже в группу отказываются заходить, пока им не всучишь планшет. Истерики могут быть до судорожных припадков, а ночью дети вскакивают и плачут. И физическое развитие на нуле: некоторые дети даже приседать не умеют. Грубо так говорить, но они действительно тупеют. Я, как мама, решила для себя — у моего ребенка никакого планшета не будет».
Марина.
«Не бойтесь загружать»
«У дочки в 6 лет началась «планшетомания», так я вовремя спохватилась, отдала ее на танцы, шахматы и плавание. Сначала Катя не хотела, сопротивлялась, вредничала, уставала, потом привыкла, нашла подружек и теперь ходит с удовольствием. Плюс садик. Конечно, планшет я окончательно не запретила, но времени, к счастью, на него практически не остается. Мамы, не бойтесь загружать своих детей кружками! Была бы моя воля — я бы вообще не приучала дочь к планшету, чтобы потом не было необходимости отучать. И еще я в гости часто подружек дочки приглашаю, поощряю это, чтобы они могли поиграть в реальности».
Вероника.
Но есть и родители, которые спокойно относятся к использованию детьми планшетов и смартфонов. Такая точка зрения распространена среди родителей, которые сами активно пользуются современными технологиями.
Зарядка перед игрой на планшете
«Планшет у нашего ребенка есть, но мы игры не приветствуем, а вот «Гугл» — пожалуйста. Приходит сын с вопросом, а я ему: «В Интернете не пробовал узнать?» И еще, чтобы взять планшет поиграть, Алеша должен присесть 15 раз и отжаться 5 раз. Это хоть какая-то разминка, если уж ничего поделать нельзя».
Максим.
«Родителю надо попасть в компьютерный мир ребенка»
«Будь то компьютер, будь то планшет, будь то телевизор — все это может принести либо пользу, либо вред. Все дело в мере. Я стараюсь, чтобы моей дочке гаджеты приносили пользу. Во-первых, игры надо подбирать, а не скачивать все подряд. Во-вторых, разрешать брать планшет можно в зависимости от наличия свободного времени, сделанных уроков, съеденного обеда (особенно если ребенок плохо ест)... В-третьих, а чем планшет не тренировка нервной системы ребенка? Многие игры требуют напряжения психики: ребенок учится преодолевать трудности, поражения, стремится к успеху. Истерики закатывают эмоционально неустойчивые дети, которые будут их закатывать и в любой другой ситуации. Здесь дело, на мой взгляд, в самих детях, в их воспитании, а не в том, что им дали, а потом пытаются забрать планшет.
Несомненная польза в том, что ребенок, пользуясь планшетом, вынужден научиться читать. Иначе многие игры станут непонятными. Это плохо?
Считаю, что современный ребенок должен постепенно привыкать к гаджетам, осваивать новые технологии (это все равно придется делать, ведь таково веяние времени). Если у всех подруг и друзей малыша будут смартфоны и планшеты, а у него нет, то это разовьется в «голодание», а может быть, в комплекс белой вороны. Потом, когда в школе ребенок все же дорвется до технологий, может забросить учебу, а так в дошкольном возрасте привыкнет. Это как своеобразный яд, который вводится по капельке — таким образом организм учится с ним справляться.
Кроме того, планшет должен объединять родителей и детей, а не разделять их. А то ребенок уйдет в виртуальный мир, а родители останутся в реальном. Мамы и папы должны интересоваться героями игр, знать их имена (те же «Энгри бердз»). Вообще, я думаю, что современных детей невозможно воспитывать, с ними можно только дружить».
Константин, папа 6-летней Маши.
Комментарий
А. Попова, руководитель Центра практической психологии:
— Да, проблема планшетозависимости дошкольников действительно существует. Родителям удобно, что дети «отключаются» в нужные моменты. Но увлечение гаджетами заменяет малышам реальное общение и развитие. Первое, что страдает, это утрата способности к волевым усилиям и произвольное внимание. Почему? Игра — это легко, увлекательно и не требует больших усилий. А когда неинтересно, можно не играть или переключиться на другое приложение. Я бы рекомендовала планшет (и то его детский вариант) с развивающими играми не раньше 6 лет и строго дозировала время. Замкнутым детям с чувствительной нервной системой время электронных игр должно быть сокращено. Безусловно, совсем без планшета сегодня нельзя, это веяние времени, но он должен быть средством развития малыша, а не целью. И чем позже ребенок о нем узнает, тем лучше. Запреты на длительную игру в дошкольном возрасте должны быть обязательно, гаджет должен лежать в недоступном месте и выдаваться только после разрешения.
Ю. Черникова, заместитель директора по воспитательной работе школы № 35:
— Я считаю, что запреты не приводят ни к чему хорошему. Дети начинают прятаться и делать это тайно от родителей. Нужно учить их правильно использовать планшет. Это вещь, с помощью которой можно фотографировать, но опять же, не себя, а, например природу, наблюдая за ней. Те родители, которые купили ребенку компьютер и довольны, что он у него есть, но не позаботились установить те программы, которые необходимы для образования, поступили неправильно, поэтому остается качать игры и играть...
Надо заметить, что просто нам, родителям, порой удобно, чтобы дети нас не дергали. И мы тешим себя тем, что «у него не хуже, чем у других — телефон, планшет, компьютер». Есть отличное высказывание: «Не надо воспитывать детей, воспитывайте себя... Дети вырастут и будут все равно похожи на вас!» Поэтому надо начинать с себя. Мы с родителями в школе очень часто поднимаем эту проблему на собраниях. Выход, думаю, есть. Это занятость ребенка. Пока родители не поймут, как важно живое общение с ребенком, толку будет мало.
Ю. Замятина.
Источник: «Орская хроника».