Коммунальщики Орска побывали в Казани и оценили, в каком состоянии там находится система ЖКХ и как развивается региональная программа капитального ремонта. Итоги рабочей поездки замглавы по муниципальному хозяйству Сергей Егер, начальник УЖКХ Максим Климонтов и руководители управляющих компаний озвучили в кабинете главы города.
Выяснилось, что Казань одной из первых включилась в адресную программу финансирования капремонта многоквартирных домов. Горожане начали платить взносы еще в 2006 году, по 5 с небольшим рублей с квадратного метра, и платят до сих пор ту же сумму. Причем процент сбора взносов с горожан на капремонт в столице Татарстана составляет более 99%, что является результатом активной работы местных властей и коммунальных служб с населением.
Так, за разные годы были собраны суммы от 100 до 600 миллионов рублей. За 2013-й, к примеру, освоено 285 миллионов, за 2014-й — 286, а за 2009 — и вовсе 542 миллиона. За годы действия программы в норму привели около трети жилого фонда города. Был создан региональный фонд и специальные целевые счета каждого конкретного дома.
Выросла плата и за содержание и ремонт общедомового имущества. Орские коммунальщики добавили, что жители Казани вначале роптали, а потом смирились. Правда, это слово тут же заменили на «успокоились», объяснив тем, что люди увидели результат. Насколько корректно сравнивать столицу Татарстана и Орск — на этот вопрос журналистов четкого ответа по сути не было. Но красной нитью следовала мысль «мы ничем не отличаемся».
Виктор Франц поручил участникам поездки подготовить конкретные предложения, как внедрить возможные программы и перенести опыт казанцев на орские жилищно-коммунальные реалии. По крайней мере, им воспользовались и многие другие города России, подчеркнули собравшиеся.
Кроме того, есть плюсы и не только в программе капитального ремонта Татарстана. На примере одной из популярных управляющих компаний Казани нам показали, как эффективно может работать система ЖКХ после реформирования. В качестве примера — система «Открытая Казань», стартовавшая как полезный сервис и переросшая в целый электронный программный комплекс. За время работы системы принято более 600 тысяч заявок жителей. Местная единая дежурно-диспетчерская служба (привычная орчанам ЕДДС) взяла на себя и коммунальные функции.
Время выполнения заявок сократилось вдвое, при желании процесс выполнения можно проследить самим жильцам. «Просрочка» мгновенно доходит до самого верха — все случаи разбираются в комитете ЖКХ. До конца года планируется внедрить второй модуль системы — базу данных по всему общедомовому имуществу города. На будущий год будет внедряться третий модуль, обеспечивающий прозрачность расходования средств. Также на территории Казани работают два цеха, которые производят малые формы и необходимое для благоустройства оборудование (от скамеек, урн и т.д.) Как реализовать подобное в Орске — отдельный вопрос, требующий тщательного рассмотрения.
— Мы получили жилье в наследство, далеко не в идеальном состоянии. Коммунальная служба были и остается одной из самых малоэффективных. Очень много работы предстоит, поэтому давайте успокоимся, проявим мудрость, — обратился глава Орска к жителям. — Необходимо работать вместе, слышать друг друга.
— Давайте не ограничиваться собранием. Не убеждать людей, что будет через 40 лет, а сейчас делать то, что необходимо, — эти слова Виктора Абрамовича предназначались уже коммунальщикам. — Тогда и доверие будет к управляющим компаниям. Нужно искать компромиссы, ликвидировать задолженности. У нас и выселять-то некуда, откровенно говоря, только в общежития. Необходимо информировать население. Хочет дом иметь свой лицевой счет — устроить это, и вопросов не возникнет.
Дмитрий Старостенко.
Служба информации ТРК «Евразия».