Руководство Орского вагонного завода официально заявило, что на предприятии готовится масштабное сокращение персонала. В течение двух ближайших месяцев без работы окажутся около 250 орчан. Соответствующие уведомления им уже вручены.
Долги тяжкие
— В настоящее время у нас работают более 600 человек, — сообщил «ОХ» А. Дегтярев, заместитель директора по работе с персоналом и социальным вопросам. — Уже к середине мая численность персонала планируется сократить до 350.
Впрочем, коллектив завода к такому повороту событий готовился уже давно. Часть работников находится в простое, часть трудится всего три дня в неделю — оплачивать их услуги в режиме полной занятости предприятие не в состоянии... Да и не нужно сейчас производству столько рабочих рук — заказов, способных загрузить современное оборудование, совсем мало. Руководство уверяет, что в 2014 году спрос на новые вагоны упал до нуля, а на ремонт старых сократился вдвое. Впрочем, проблемы завода начались даже не в 2014-м, а гораздо раньше. «ОХ» рассказывала, как еще в марте 2013 года на уровне губернатора решался вопрос о выплате коллективу колоссального долга по зарплате. ОВЗ на тот момент недоплатил собственным сотрудникам 34 миллиона рублей и таким образом попал в лидеры областного списка проблемных работодателей. Но это было цветочками – суммарный долг перед юридическим лицами, в первую очередь перед главным кредитором – Внешэкономбанком, по итогам 2013-го составил 5,3 миллиарда рублей! Впрочем, 2 года назад местные власти были уверены, что проблемы это решаемые, временные...
— Вагонный завод — это отличный актив, он точно не пропадет! — уверял журналистов глава Орска В. Франц. — Это же не никелькомбинат, в который придется вкладывать огромные средства, чтобы какую-то прибыль получить, тут новейшее уникальное оборудование — заходи и работай!
Несостоявшаяся сделка
Однако уже 10 января 2014-го Арбитражный суд Оренбургской области вынес определение: ввести в отношении ООО «Орский вагонный завод» процедуру, применяемую в деле о банкротстве, — наблюдение. Предприятие пыталось плавать в океане свободного рынка, искать заказы... Но в октябре суд принял новое определение: на заводе было установлено внешнее управление. В очередь за взысканием долга выстроилось множество кредиторов со всей России. Почти одновременно пронесся обнадеживающий слух: дескать, ОВЗ выкупил «Рэйл Транс Холдинг». Тот самый, который совсем недавно, уже в 2015-м (и это уже не слухи, а подтвержденный факт) приобрел ЮУМЗ. Газета «Коммерсантъ» даже опубликовала примерную сумму сделки и стала делать далеко идущие прогнозы — холдинг ведь специализируется как на производстве подвижного состава, так и на его эксплуатации, это многообещающие перспективы... Но то ли информация оказалась непроверенной, то ли сделка готовилась, но потом сорвалась. Так или иначе, орское предприятие осталось при прежних хозяевах.
Впрочем, пути «РТХ» и ОВЗ все же пересеклись в этом году: 18 февраля новые собственники ЮУМЗ в сопровождении губернатора посетили-таки вагонный завод. Правда, речь шла уже не о покупке активов, а о трудоустройстве сокращаемых сотрудников.
Предполагается, что значительную часть высвобождаемых работников вагонного завода в ближайшее время примут в свои ряды юумзовцы — тем более что у них, если верить рассказам руководства, большие планы по увеличению объемов производства и, как следствие, численности коллектива.
Какое будущее ждет ОВЗ, сегодня сказать сложно. Руководство осторожно говорит, что надеется на лучшее, но не исключает и худшего. Дескать, рады бы вырваться из долговой ямы и начать нормально работать, но рынок жесток... Городские и областные власти заявляют, что ситуация — под личным контролем главы и губернатора, что делается все возможное, проходят плодотворные встречи на всех уровнях — ведутся переговоры и с кредиторами, и с возможными заказчиками продукции. Тем временем рабочие, попавшие под сокращение, лихорадочно ищут работу. Часть из них, как уже говорилось, готовы принять ЮУМЗ и прочие орские предприятия, часть видит выход в переезде в другие регионы страны.
Павел Лещенко.