Когда около четырех лет назад орские школы начали понемногу переходить в разряд автономных образовательных учреждений, никто и представить не мог, чем это обернется. Учебные заведения надеялись на определенные льготы со стороны государственной системы, а получили недоимки, штрафы, пени и судебные разбирательства. Стоят ли школы города на грани закрытия, разбирался «ОВ».
Призрачные льготы
Соглашаясь на автономку, то есть на самостоятельное расходование средств, полученных из муниципального бюджета, первоначально школы, детские сады и прочие образовательные учреждения выплачивали в пенсионный фонд взносы по пониженному тарифу, пользуясь льготой. На тот момент казалось, что это будет способом разумной экономии. Тем более что в федеральном законе № 212 «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, в федеральный фонд обязательного медицинского страхования» оговаривались три условия, которым учреждения на первый взгляд соответствовали: 70-процентный доход, определенный вид деятельности и оказание услуг при его осуществлении.
— Основные разъяснения к закону, которыми можно было бы руководствоваться, появились только в ноябре 2013 года, — объясняет Елена Храпова, адвокат. — При этом до учебных заведений их не довели надлежащим образом. Поэтому те до последнего, не зная о разъяснении, пользовались льготами. И письмо, на которое теперь ссылается пенсионный фонд, было документом внутреннего регламента.
В марте 2014 года Оренбуржье захлестнула волна проверок со стороны пенсионного фонда. Двумя годами ранее нечто подобное происходило в Перми, где суд в итоге принял сторону пенсионного фонда. Адвокаты полагают, что так появилась первая судебная практика и должники. В Орске в среднем сумма долга на одно учреждение составляет от 500 тысяч до миллиона рублей в год — в зависимости от того, насколько хорошо оно финансировалось, садик это или школа, спортшкола или школа искусств. Как правило, чем больше штат, тем выше уровень финансирования и сумма долга.
Денег больше не дадут
Изначально учреждения получали из бюджета субсидии в полном, правильном объеме. Излишек, образовавшийся после уплаты взносов в ПФР с учетом льготы, расходовался на внутренние нужды. И поскольку деньги уже были предоставлены, второй раз выдать их город, по сути, не имеет права, да и сумма недоимок в бюджете не была запланирована. Теперь образовательным организациям приходится сначала судиться, а потом, получив решение суда в пользу пенсионного фонда, либо смириться и выплачивать долг, либо бороться за свои права дальше, обжалуя решение в вышестоящем суде.
— Эта проблема нам тоже знакома, — говорит Ольга Лебедева, директор детской школы искусств № 5, куда «ОВ» обратился за комментарием. — Сейчас мы просим пенсионный фонд через арбитражный суд о рассрочке выплат. Судиться дальше смысл отсутствовал, потому что еще не было прецедентов, чтобы кто-то выиграл подобный процесс. Пока мы ждем решения, дадут ли нам шанс на рассрочку или нет. Знаю, что одной школе искусств города уже позволили гасить долг частями, поэтому и мы идем по ее пути. Правда, и этот вариант нас не очень устроит, потому что по факту мы практически остаемся без денег для того, чтобы развиваться и что-либо приобретать.
Рассрочить наказание или пройти все инстанции
Если образовательное учреждение не получит рассрочку на два-три года, то гасить долг, к примеру в один миллион, придется в жесткий месячный срок. В глобальном смысле невыплата грозит арестом счета, а это значит, что исчезнет возможность выплачивать зарплату педагогам, рассчитываться с предприятиями, поставляющими услуги: электроэнергию, газоснабжение и другие. Из-за недостатка средств педагоги, вероятно, лишатся премий, а сами учреждения — желанного ремонта. Кстати, для погашения недоимки не разрешается использовать деньги, выделяемые по муниципальной линии на целевые расходы. Основную сумму недоимки и госпошлину придется ликвидировать только за счет спонсорских или дополнительно привлеченных средств, а это отдельный и трудный разговор.
— Одно из учреждений города готово бороться до последнего, и мы собираемся пройти вместе все инстанции вплоть до Конституционного суда, — резюмирует Татьяна Болдинова, адвокат, коллега Елены Храповой. — Результат пока предсказать сложно.
Специалисты полагают, что, возможно, шансов отстоять свою позицию было бы больше, если бы учебные заведения не останавливались на достигнутом. Но борьба и затяжные судебные процессы многих пугают.
Между тем история с недоимками проверкой со стороны пенсионного фонда, скорее всего, не закончится. Вслед за ПФР к изучению документов школ и детских садов приступят представители фонда социального страхования, куда автономки также отчисляли платежи по сниженному тарифу. Так что долги образовательных учреждений, вероятно, будут расти.
Текст: Дарья Апушкина.
Фото: Резеда Яубасарова.