Стоит завести с земляками разговор о перспективах нашего родного Орска, так обязательно всё сведётся к привычному «перспектив нет» и «пора валить». Спросишь — почему так и в ответ получаешь безапелляционный приговор: «Потому что здесь никогда ничего не будет». И такая позиция отражается в реальности — в среднем численность населения города сокращается почти на 3 тыс. человек в год уже на протяжении последних 15 лет. Ещё никогда в истории Орска не было такого затяжного падения и чем дальше, тем меньше шансов преломить эту печальную тенденцию. Но делать это нужно.
Где бы я ни был — в других городах или далеко за пределами страны, я повсюду встречаю людей, которые нас знают. У кого-то в Орске родня, кто-то проходил стажировку на наших предприятиях, кто-то сотрудничал с ними, многие помнят нас по холодильникам или уверены, что В.С. Черномырдин — коренной орчанин (хотя он родился в Саракташском районе). Так или иначе, но Орск продолжает быть на слуху. И тем обиднее его самоприговор к смерти.
Ведь, казалось бы, все слагаемые для поступательного развития у нас есть — территория, ресурсы, ещё не до конца разрушенный промышленный потенциал, ещё не до конца потерянные кадры, не самая плохая география и, главное, чрезвычайно деятельные люди. Но вот чего у нас сегодня нет, так это самого простого, но главного — мечты. Подождите отмахиваться, я объясню, почему это так важно.
Любое развитие, любой рывок в будущее начинается с мечты о лучшей жизни. Мечта лежала в основе любого «экономического чуда», будь то мечта о справедливом и процветающем социалистическом будущем нашей страны, мечта китайцев об «обществе средней зажиточности», или даже пресловутая «американская мечта». Вроде бы романтика в чистом виде, утопия, но именно она помогла и провести грандиозную индустриализацию в СССР (а затем выстоять в Великой Отечественной Войне и после отстроить страну заново) и вывести китайскую экономику в мировые лидеры и обеспечить США мировую гегемонию. Продолжать можно долго, факт в том, что именно мечта, как представление о лучшем будущем даёт обществу энергию для развития. А если нет энергии, то дорога только одна — на кладбище.
В нашем городе нет ни мечты, ни энергии. Поэтому мы и вымираем медленно, превращаясь в болото, где вязнут все начинания. О чём говорить, если у нас нет даже человеческой дискуссии о будущем города. Будто и правда все смирились и покорно бредут в сторону кладбища. Друзья, так нельзя. Все надежды на позитивное изменение ситуации у нас и у нашей власти связаны с внезапным приходом богатого инвестора. Сколько таких проектов было? Не сосчитать. А мы всё продолжаем ждать, что придёт итальянец/китаец/француз и построит нам новые заводы и фабрики. Не придёт, не построит. Медицина уверяет, что если пациент внушил себе неизбежность скорой смерти, то спасти его невозможно, даже если он совершенно здоров.
Поэтому если здесь ещё кого-то интересует судьба нашей малой родины, то первым делом нужно вернуть себе способность мечтать. Да, тяжело, да, отвыкли, да, нужна большая творческая смелость. Но нужно постараться. Мечта даст энергию, энергия воплотится в поиске новых, нетривиальных путей развития, аналитических выкладках, стратегиях и методиках. А там, глядишь, и что-то двинется с мёртвой точки, глядишь, и своими руками мы создадим своё собственное маленькое «экономическое чудо». Надо попробовать.
Евгений Супер.