Пока мы полностью поглощены обсуждением мелких проблем нашего провинциального быта, судьба, возможно, готовит нам очень серьёзное испытание. И наше будущее решается прямо сейчас в краях, где когда-то сложили голову многие земляки – в Афганистане. Помните Оренбуржье начала 90-х, наполненное хлынувшим к нам героином и беженцами из среднеазиатских республик? История может повториться так, что то время покажется нам периодом безмятежной стабильности. Я поясню почему.
Прямо сейчас в Афганистане у границы с Таджикистаном (около 2000 км от нас, то есть не так уж далеко) в горных ущельях Памира концентрируются значительные силы боевиков. По сообщениям таджикских спецслужб число их уже перевалило за 5000 штыков, и новые силы продолжают прибывать. Среди этого вооружённого сброда в основном боевики движения Талибан, но есть и новички – террористы группировки ИГИЛ. Да, это тот самый ИГИЛ, который уверенно покоряет слабые государства Ближнего Востока и известен бесчинствами – массовыми казнями христиан и уничтожением святынь и целых городов. Есть основания полагать, что вся эта группа готовится к вторжению в Таджикистан и, по мере поступления свежих подкреплений, к дальнейшему продвижению в Среднюю Азию, то есть на территорию Узбекистана, Туркмении, Киргизии и что особенно для нас важно – соседнего Казахстана.
Чем обернётся глобальное наступление исламских фанатиков на Среднюю Азию для нас, представить легко, хоть и страшно. За год гражданской войны на Донбассе (население которого примерно 3,5 млн. человек) в Россию только по официальным данным переместилось 800 тыс. человек. В республиках Средней Азии проживает около 70 млн. человек, и пожар войны может погнать огромную массу людей, которую не остановят никакие границы.
Кстати, о границах. Россию с Казахстаном связывает около 7000 км сухопутной границы, которая является второй по протяжённости в мире среди сухопутных границ (на первом месте граница США-Канада – около 9000 км). Понятно, что обеспечить её полное закрытие просто невозможно. А Орск, в частности, находится на передовом её рубеже, что и было причиной страшной наркокатастрофы города в 90-х.
Есть два обстоятельства, которые пока сдерживают глобальное наступление террористов на наше среднеазиатское подбрюшье. Первое – это то, что и Казахстан, и Таджикистан, и Киргизия входят в ОДКБ – военный союз с Россией. Это значит, что Россия гарантирует мир на этих землях и защиту от исламистской нечисти. Так, в Таджикистане расположена 201-я военная база РФ. Именно она примет на себя первый удар в случае вторжения боевиков. Неделю назад её посетил министр обороны С. Шойгу и распорядился увеличить численность наших миротворцев в полтора раза до 9000 человек, а также экстренно достроить там военный госпиталь на несколько месяцев раньше запланированного. Это значит, что военное руководство страны верно оценивает опасность.
Второе обстоятельство, которое нас пока спасает – это внутренние разборки между талибами и игиловцами. Талибы, как бы ненавистны они нам не были, не желают распространять свою власть на территорию СНГ, а игиловцы грезят построением «всемирного Халифата», то есть огромного шариатского государства, куда входят и значительная часть российского Южного Урала, Поволжья, Северного Кавказа. Пока эти группы не могут договориться между собой и делят власть, но у ИГИЛ есть мощная финансовая подпитка, много оружия от спонсоров и, главное, тысячи головорезов со всего мира, которые вступают в их ряды. Поэтому и шансы на доминирование выше.
Подводя итог, отмечу, что цель этого материала не в том, чтобы нагнать страх на земляков. Беда это если и разразится, то не завтра, а, скорее всего в перспективе 3-5 лет, когда в республиках Средней Азии пройдёт волна президентских выборов, что даст почву для их собственных «майданов». В конце концов, практически все главы государств Средней Азии находятся в преклонном возрасте (руководят республиками ещё с советских времён!) и не имеют преемников. То есть жара там гарантирована. Вопрос лишь в том, насколько наша местная власть будет готова к тому времени отвечать на новые вызовы, с которыми она никогда не сталкивалась прежде. А чтобы быть готовыми, нужно, как минимум, обсуждать будущее. Это и есть настоящая цель данного материала.
Евгений Супер.