Оказывается, не в темные 90-е годы, а в «цивилизованном» 2015-м можно услышать такие угрозы, и не от бритоголовых «братков», а от менеджеров агентства. То, что сейчас происходит с этой женщиной, не редкость. И проблемы, которые приходится решать, тоже.
Надежда растила сына одна. Денег хронически не хватало, приходилось крутиться, перехватывать, а порой и кредиты оформлять в банках. Первый заем ей выхлопотала знакомая, вернее, не очень знакомая. Надежда до сих пор с благодарностью вспоминает, как Людмила решительно поручилась за нее и только сказала: «Чувствую, что тебе можно доверять. Не подведи!»
Надежда все взносы делала день в день, вносила на счет даже больше назначенного. И с кредитом рассчиталась раньше срока. Не подвела.
Так же действовала и потом, когда приходилось пользоваться другими заемными средствами. И вдруг — как обухом по голове: за ней числится астрономический долг! Давний!
Надежда вспомнила, что несколько лет назад один из коммерческих банков по собственной инициативе прислал ей почтой кредитную карту, уже с деньгами на счету.
В это время неожиданно вышел из строя холодильник, и деньги пришлись как нельзя кстати. Погашала долг исправно, отмечала в тетради все платежи. Банк параллельно присылал СМС-уведомления о количестве поступлений и остатке. Когда по ее расчетам график платежей закончился, СМС-напоминания от банка перестали приходить. Со спокойной душой женщина закрыла эту страничку своей жизненной истории в 2009 году. Но оказалось — прошлое вернулось. С угрозами.
Каждый день голоса в трубке — то мужчины, то женщины, представившись сотрудниками коллекторского агентства, утверждают, что в свое время Надежда не сделала последний платеж и осталась должна банку 2000 руб. За годы, что банк молчал, а заемщица была уверена, что расплатилась полностью, долг вырос уже до 200 000 рублей, кои Надежда и должна оплатить коллекторскому агентству. Немедленно! Звучало даже: «Нет денег? Так идите на панель или почку продайте!»
Эти неожиданные и частые звонки с московских номеров заставляют нервничать изрядно. Похоже на телефонный терроризм, выбивающий из колеи морально. Что же делать?
— Если Надежда уверена, что свой долг банку погасила, то пусть настаивает на этом, все претензии требует прислать по адресу в письменном виде, а не на словах по телефону, — советует известный в городе юрист Нина Урягаева. Все спорные вопросы она предлагает решать в суде.
Вообще, в подобных случаях, отвечая на телефонные звонки, нелишним будет предупредить коллекторов, что ведется аудиозапись разговора, — рекомендует Нина Ивановна. — Пусть собеседник представится, его данные нужно записать. О себе же дополнительную информацию — место работы, размер дохода, телефоны родственников — сообщать не стоит. Уговаривать коллекторов войти в положение, «простить» тоже не надо. За взысканные долги коллекторские агентства получают свою часть вознаграждения, установленную договором с банком. Это сотрудничество взаимовыгодно, и «прощать» в их планы не входит.
Нужно внимательно изучить документы, подтверждающие право коллекторов взыскивать возврат банковской задолженности, и письменное требование к должнику о возврате денег. Если договор агентства с банком не предъявлен, то можно прекратить с коллекторами всякое общение. И это будет законным.
Важно знать, что по истечении трех лет заканчивается исковой срок давности, и любые требования коллекторов становятся неправомерными, могут расцениваться как вымогательство. По закону отсчет ведется с момента последнего контакта с представителями банка (телефонного разговора, выплаты денег, получения письма и т. д.). По вашим действиям в прошлом должно быть понятно, что было известно об образовавшейся задолженности, и вы пытались ее погасить.
Основной прием работы коллекторских агентств — психологическое давление на должника. Их угрозы живописны, но нереальны. Если грозятся конфисковать имущество, то следует помнить, что на данные действия имеют право только судебные приставы, по решению суда. Коллекторам за это грозит наказание по статье 158 УК за кражу. Обещание «поставить на счетчик» тоже блеф. Если сам должник не подпишет под давлением какие-либо обязательства агентству.
Если сумма просроченной задолженности велика, то лучше поручить взаимодействие с коллекторским агентством опытному юристу. Тогда можно будет составить грамотный алгоритм действий и рассчитывать на максимально благополучное решение дела.
А вот как дополняют рекомендации юриста менеджеры одного из ведущих банков России:
— Крупные банки с серьезной репутацией не прибегают к услугам коллекторов. Чаще всего эту практику используют там, где кредиты оформляют легко, без особых проверок платежеспособности клиента, по двум документам, без поручителей и т. д.
Чтобы не произошла ситуация, когда неожиданно предъявляют счет долга с накрученными за несколько лет процентами, нелишним будет запросить у банка справку о погашении всей задолженности сразу же, как был выплачен последний платеж по кредиту.
Вообще, к денежным вопросам, особенно займам, нужно относиться очень внимательно.