Открыли кран, а вместо воды из него идет лишь шипение? Вы живете на верхнем этаже, и вода периодически до вас не доходит или вместо горячей все время льет холодная? Не стоит сидеть сложа руки. Порой свои права приходится отстаивать.
О том, как это делать, наш разговор с юрисконсультом по защите прав потребителей Орского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» Анастасией Климовой.
— Управляющая компания обязана обеспечивать подачу воды бесперебойно и круглосуточно, — отмечает она и объясняет, за что мы должны платить, а за что — нет.
— Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года №354, — говорит Анастасия Сергеевна. — Согласно этому постановлению, допустимая продолжительность перерыва подачи воды — 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно. Исключения составляют аварии в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения.
За каждый час превышения допустимой продолжительности перерыва подачи как холодной, так и горячей воды, исчисленной суммарно за расчетный период, в котором произошло превышение, размер платы за коммунальную услугу снижается на 0,15% размера платы, определенного за такой расчетный период.
Есть требования и к давлению воды. В «горячем» кране оно должно быть от 0,03 МПа (0,3 кгс/см2) до 0,45 МПа (4,5 кгс/см2), в «холодном» — от 0,03 МПа до 0,6 МПа. Если давление ниже нормы на 25%, размер месячной платы уменьшается на 0,1% в обоих случаях. Если более чем на 25% — плата за такой период и вовсе не должна взиматься.
Температура горячей воды в кранах, независимо от применяемой системы теплоснабжения, должна быть не ниже 60 и не выше 75 градусов. Ночью (с полуночи до 5 часов утра) допустимо отклонение не более чем на пять градусов, днем — не более чем на 3 градуса. За каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры размер платы снижается на 0,1%, а за каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, оплата производится по тарифу за холодную воду.
Алгоритм действий потребителя таков:
Шаг 1. Сообщить в управляющую компанию или аварийно-диспетчерскую службу об услуге ненадлежащего качества. В сообщении нужно указать свои Ф. И. О., точный адрес, а также то, какая услуга не оказывается или оказывается некачественно. Специалисты рекомендуют подавать заявление письменно в 2-х экземплярах, на экземпляре потребителя при этом должна быть сделана отметка о получении УК вашего заявления.
Шаг 2. Потребовать от лица, принимающего сообщение, представиться и сообщить регистрационный номер вашего сообщения. Представитель УК обязан сообщить свои Ф. И. О., регистрационный номер заявки и время ее приема.
Шаг 3. Потребовать от лица, принявшего сообщение, указать причины некачественного оказания услуги. Представитель УК, знающий причины, по которым исполнитель перестал предоставлять услугу или начал предоставлять ее некачественно, обязан сообщить об этом сразу и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок, которая станет основанием для перерасчета.
Шаг 4. Потребовать явки представителя УК для проверки качественных показателей услуги. Он должен согласовать с потребителем дату и время, когда его посетят сотрудники УК, но не позднее 3 дней. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, который подписывается потребителем и исполнителем. Если действие (бездействие) исполнителя причинило ущерб жизни, здоровью или имуществу потребителя, акт должен быть составлен в течение 12 часов с момента обращения.
Шаг 5. Если вы не согласны с результатами проверки, можно потребовать перепроверки. Для этого определяются новые время и дата оценки и приглашаются представитель надзорного органа в области ЖКХ и представитель общественного объединения потребителей. По результатам повторной оценки также составляется акт.
Шаг 6. Потребовать произвести перерасчет за услугу ненадлежащего качества.
Шаг 7. Если в перерасчете платы вам отказали, обратиться в суд для защиты своих прав.
За дополнительной информацией можно обратиться в консультационный пункт по защите прав потребителей Орского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Оренбургской области» по телефону 26-91-08 или лично по адресу: г. Орск, пер. Нежинский, 3а, кабинет №7.
Кстати
За ухудшение качества предоставляемых коммунальных услуг отвечает исполнитель, в том числе и при отсутствии у него необходимых денежных средств, но он освобождается от ответственности, если докажет, что нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.
Подпись потребителя, например, в акте проверки качества после устранения недостатков или показания прибора учета коммунальных ресурсов, является точкой отсчета возобновления предоставления ЖКУ и начисления платы.