В преддверии 280-летия Орска мы предлагаем вам полистать страницы истории образования и развития нашего города. Этой теме мы посвящаем серию материалов, которые периодически публикуются на портале Orsk.ru. Вы сможете узнать много новых интересных фактов о родном крае.
Первый опубликованный материал рассказывал о начале Оренбургской экспедиции, результатом которой в дальнейшем станет основание крепости Оренбург (позднее — Орск). А сегодня вы узнаете продолжение этой истории.
«В начале 1734 года обер-секретарь Правительствующего Сената Иван Кириллович Кирилов подал в Кабинет Её Императорского Величества предложения «О задачах России на Востоке».
В своём «изъяснении» он указал на пользу закрепления за Россией этой восточной окраины. Он предлагал: «Требуется укрепить юго–восточные границы государства, построить великий город-крепость и сделать его главным опорным пунктом края. А от него по Яику, Самаре, Сакмаре строить крепости, редуты и форпосты, которые составят новую пограничную линию… ».
Эта линия призвана защитить границы Российской Империи и земли ее новых подданных киргиз–кайсацкого и каракалпакского народов от джунгар и в значительной мере послужить препятствием для разорительных набегов степняков на башкир, а башкир на степняков, воспрепятствовать междоусобным конфликтам.
Новый город в устье Орском должен стать центром торговли России с киргиз-кайсацкой ордой, ханствами Средней Азии, с Афганистаном, Персией, арабским Востоком и Индией. Для успеха необходимо: «снабдить всемилостивейшею привилегиею, надлежащим гарнизоном, артиллериею, потребными работными людьми и прочим... »
Проект обер-секретаря Сената Ивана Кирилловича Кирилова о строительстве русского города на юго-восточных рубежах Российской Империи стал основой новой восточной политики России.
Его предложения были утверждены Императрицей Анной Иоанновной, а Иван Кириллович был назначен начальником экспедиции, отправляющейся на реку Орь, где планировалось основать новый крупный город-крепость Оренбург, который должен был стать азиатским Санкт-Петербургом. Опыт Петра-I, успешно осуществленный на западе России, предполагалось повторить и на противоположном конце Российской империи.
1 мая 1734 года последовала Всемилостивейшая апробация за собственноручным Её Императорского Величества подписанием.
Указом от 18 мая 1734 года, Императрица Анна Иоанновна произвела Ивана Кирилловича Кирилова в статские советники, а Алексея Ивановича Тевкелева в полковники.
В этот же день Ивану Кирилловичу Кирилову была вручена инструкция подписанная Императрицей Анной Иоанновной, состоящей из 41 пункта, в которой говорилось о том, каким образом русскую крепость строить, как поступать с пришедшими и вновь приходящими в подданство, даны были полномочия в изыскании металлов и минералов, в формировании купеческих караванов, каким образом в новом городе добрую экономию установить, купечество умножить, а также на Аральском море судовую пристань завести.
Полковнику Алексею Ивановичу Тевкелеву вручалось командование над всеми подчиненными экспедиции войсками.
24 мая именным указом Императрицы Анны Иоанновны, пожаловано Ивану Кирилловичу Кирилову и Алексею Ивановичу Телкелеву, для успешного начала экспедиции, окладного их жалования каждому на год.
28 мая Иван Кириллович подал в Кабинет Императорского Величества прошение с указанием сколько каких чинов необходимо для участия в экспедиции.
31 мая последовал указ, за подписью Императрицы Анны Иоанновны, с повелением «все исполнить, что просил Иван Кирилов». Кроме того, высочайшею резолюциею было приказано, чтобы «будущим с Кириловым, штаб и обер-офицерам, к их окладам учинить прибавку по рассмотрению, и выдать жалование для отправления их всем вперед на год».
7 июня 1734 года состоялась всемилующая аудиенция, на которой императрица Анна Иоанновна, торжественно в присутствии ханского сына Эрали-салтана и киргиз-кайсацких старейшин, вручила статскому советнику Ивану Кирилову золотой ковчег, внутри которого лежал указ и привилегии новому городу. Указ был обернут в парчу, кисти на нём золотые, а печать на шнурке из серебра.
И сказала императрица: «указано тута, что город, который на реке Ори фундуешь, именовать впредь – Оренбургом. Подав руку сказала: - целуй да езжай в страхе Божием! »
В истории Русского государства только два города получали особые «Привелегии » при основании и строительстве. Император Петр-I впервые использовал их, когда прорубал «окно в Европу», при возведении северной столицы Санкт-Петербурга.
Императрица Анна Иоанновна, Указом от 7 июня 1734 года предоставила «Привелегии» городу Оренбургу предназначенному быть «окном в Азию» и оплотом России на Востоке.
По получении «Привилегии» Иван Кириллович и полковник Алексей Иванович Тевкелев стали готовиться к отправлению из Санкт-Петербурга. В Государственной Коллегии Иностранных Дел Ивану Кирилловичу Кирилову вручили верительные грамоты.
Первая грамота в Меньшую киргис–кайсацкую орду,вторая грамота предназначалась для хана Шемяки в Среднюю киргис–кайсацкую орду, третья грамота в Большую киргис-кайсацкую орду, а четвертая к каракалпацкому народу.
Юрий Сураев.