Жители Ириклинского пожаловались на ужасное качество новых домов, сданных в рамках программы переселения из ветхого жилья. Для того, чтобы увидеть реальную картину происходящего, я отправилась в поселок.
Дорогу к новой улице с красивым названием Солнечная мне показали местные жители. Уже через пару минут я увидела новенькие кремовые домики с очаровательными голубыми и коричневыми крышами. Кажется, что жить в них – одно удовольствие.
Он «дышит»
На крыльце разговаривают две женщины. По дорожке из старых мебельных щитов подхожу к сельчанкам и интересуюсь, как им нравится новое жилье.
– Переходить я сюда не хотела, несмотря на то, что дом новый, с первого взгляда было ясно, что недоделок здесь много. Но нас вынудили, просто отрезали в брусчатках, где мы жили, свет и газ. Пришлось переезжать, – начала свой рассказ Людмила Рождествина. – Здесь установлено электрическое отопление, газа нет, хотя обещали, что со временем его проведут. Зимой за электроэнергию накручивало около 4 тысяч рублей в месяц, до сих пор расплатиться не могу, потому что пенсия маленькая – 6300 рублей. Но оказалось, что даже за такие деньги обогреть квартиру в холода невозможно: входная дверь продувается, в стенах трещины, под потолком гуляет ветер.
Есть у пенсионерки еще одна причина для расстройства: дом, в котором она живет, расположен по уровню значительно ниже, чем остальные. Застройщик не выровнял участок, и теперь во время и после дождя вся вода стекается сюда. Жильцы вынуждены ходить по колено в грязи. Строители должны были выкопать ров для отведения воды, но так ничего и не сделали.
К слову, подъездных дорожек к домам тоже нет. У кого есть возможность, покупает щебенку и разравнивает свою площадку. Одиноким же бабушкам остается только мечтать об этом.
– Мне показалось, что все здания на вашей улице недавно белили: на каждой входной двери заметны светлые разводы, – замечаю я.
– О, это отдельная история. Посмотрите, какие двери нам поставили: из тонкой жести, пустые внутри, они даже закрываться нормально не хотят. Их же только в подъезд ставить можно. Мы слышали, что по проекту перед дверью должны были сделать тамбур.
Подойдя поближе, я поняла, что «рисунки» на металле – это остатки клейкой пленки, которая кое-где слезла вместе с порошковой краской. Но внешний вид еще полбеды. Нажимая на ручку двери, слышен скрежет механизма, а чтобы ее закрыть, нужно со всей силы хлопнуть. Сопровождающие действие звуки напомнили мне вскрытие консервной банки ржавым ножом. Уплотнительные резинки между полотном и коробкой ссохлись и полопались, видимо из-за перепадов температуры и влажности. Установлена дверь настолько криво, что даже в закрытом состоянии видны зазоры.
Людмила Николаевна приглашает меня в дом. Чистенькие, уютные комнаты, с красивыми обоями, современными окнами и аккуратными радиаторами отопления. Так и хочется порадоваться за хозяйку. Но чтобы понять всю «прелесть» полученной собственности, нужно в этом помещении пожить. Людмила Рождествина ведет меня в зал и показывает трещину на оконном стекле, которое строители еще при сдаче дома обязались заменить. Красивый натяжной потолок радости тоже уже не доставляет.
– От сквозняков, дующих с крыши и из дверей, он провисает, будто вот-вот свалится на голову, потом снова поднимается вверх, словно дышит. При включенном на полную мощность отоплении в квартире стоит холодина. Когда соседи поднялись на чердак, оказалось, что крыша не утеплена должным образом. Подняли скандал, после этого строители в нескольких домах положили на чердаке минеральную вату, а когда она закончилась, прекратили работы.
Проблема холода в квартирах, как я выяснила позже, коснулась практически всех новоселов. Повезло только хозяевам первых построек, которые делали на совесть, чтобы показать чиновникам и приемочной комиссии. Остальных переселили из ветхого жилья в новое разрушающееся.
Отвратительный сюрприз
– Рабочие наклеили на стены четыре слоя обоев, чтобы мы не увидели плесень,- возмущается жительница дома No10. – Но это грибок, и как не заклеивай, он все равно проступит. Его нужно уничтожать, а соответственно отрывать все обои и обрабатывать поверхность. Вместо этого плесень спрятали, лишь бы мы сюда въехали. До лета в зале на полу стояла лужа, каждый день приходилось вытирать ее и включать вентилятор, чтобы просохла.
Плесень поползла в квартире по окнам, стенам. В помещениях поселилась сырость, и в воздухе разлился сладковато-тошнотворный запах. Пока на улице сухо распространение грибка остановилось, но это временно, до первых дождей.
Любовь Бурмистрова пенсионерка. Живет в квартире одна. С апреля, когда хозяйка въехала в новую квартиру, она не может пользоваться бачком унитаза. При сливе вода продолжает течь, смывая вместе с кубометрами ее небольшую пенсию. В современном доме приходится пользоваться старым «дедовским» способом – ведром. Ходила Любовь Викторовна к подрядчику, просила исправить поломку. Начальник обещал, но до сих пор никто не пришел.
Проигнорировали ее просьбу и относительно электросчетчика, пробки которого выбивает при включении любого прибора в сеть.
– Нас выселили из ветхого жилья, дали равноценную по площади квартиру. Но в брусчатке у нас был газ, а здесь мы должны заплатить около 100 тысяч рублей, чтобы его провели в дом, - возмущается женщина. – Обидно, что на строительство потратили огромные деньги, а в результате мы все должны делать за свой счет. Разве одинокие пенсионеры смогут себе это позволить?
Оксана Кожаева только пришла с работы домой. Я застала ее как раз на пороге. Разговорились. Въехала женщина в новые «хоромы» неделю назад, но ей здесь уже не нравится. Строитель по образованию она быстро поняла, что дом уже начинает рушиться: по стенам побежали трещины, обои начали лопаться, в комнатах гуляет ветер.
– Стены в квартире очень кривые, так быть не должно. Я здесь зимой не жила, но отопление включала, потому что нельзя, чтобы квартира вымерзала. Сейчас вижу, что, судя по ржавчине на стыках труб, радиаторы подтекали. А посмотрите на фасад дома: провода в открытую прикрутили поверх сайдинга.
Конечно, одиноким женщинам практически не под силу самостоятельно справиться со строительными огрехами. В этом плане легче тем, у кого рядом есть надежное мужское плечо – можно рассчитывать, что хотя бы что-то удастся исправить.
Мужской взгляд
– Домам еще и года нет, они только «шевельнулись», а уже начались проблемы. В принципе, все, что недоделал подрядчик – исправимо. Для меня главная загвоздка в отсутствии газа и межевания участков, – рассказывает о своих тревогах Руслан Бисенбаев. – Из-за сквозняков отапливать квартиру электричеством очень дорого. За оформление документов газовики просят 40 тысяч рублей, в 35-40 тысяч выйдет самый дешевый газовый котел, плюс счетчик. Я такие деньги не найду. Вторая проблема – межевание. У меня есть хозяйство, сейчас я бы начал делать погреб, а в зиму обязательно нужен сарайчик. Но без официального оформления участка это незаконный захват земли. Из-за отсутствия заборов коровы ходят прямо у нас под окнами.
Материалы, выделенные на ограждение, строители нам не отдают. Я способен доделать за них все сам, но почему я должен потратить на это свои деньги?
Павел Фоменко начал обустройство квартиры самостоятельно. В этом году у него с женой появится малыш, поэтому ждать, когда надзорные органы проведут проверку и строители начнут исправлять свои недочеты, ему некогда. Привозить новорожденного в холодную квартиру, где живут сквозняки, нельзя.
– Нас заселили в феврале. Единственное, чем помогли нам строители – дали уплотнительные резинки, чтобы подклеить двери, но они все равно продуваются ветром. Летом я разобрал сайдинг возле входа, а под ним в газобетонных блоках зияют дыры. Панели набили прямо на стены, никакого утепления или изоляции не проложили. Разобрал карнизы, и оказалось, что они тоже пустые, ветер дует прямо в них и под крышу. Зимой включал котел до 85 градусов, но дом все равно не прогревался. Я зимой при закрытых окнах держу зажигалку, и на расстоянии полутора метров от потолка огонь затухает от порыва ветра. Подошел к строителям, попросил дать мне хотя бы утеплитель и гидроизоляцию для крыши. Мне ответили: «Может тебе кошелек отдать?». Дом новый, как вы понимаете, но уже лопнул. Трещина видна в прихожей, вот она под обоями пошла. А взгляните на пол, линолеума не хватало, так строители прибили везде куски межкомнатных плинтусов. Канализацию сделали неправильно: у соседа и у меня колодцы как сообщающиеся сосуды. Я не пользовался канализацией, а уровень воды у нас один.
Ждем проверку?
Желающих рассказать о своих бедах было еще предостаточно, но у всех в основном одни и те же проблемы с небольшими отличиями. Особенно новоселов волнует отсутствие уличного освещения. Вечером на их Солнечной хоть глаз выколи. Детям по темноте приходится добираться до школы, медперсоналу – до больных, старикам – до остановки или магазина. В квартирах на тумбочках стоят фонари, по одному на каждого члена семьи. А возле дороги красуются новенькие столбы, по которым даже протянуты электрические провода. Вот только ни одной лампы на них нет. «Счастливым» обладателям новых метров жилой площади заявили: «Квартиры получили, больше вам никто ничего не должен». Людей довели до того, что им пришлось коллективно обратиться в Гайскую межрайонную прокуратуру о нарушении своих прав.
– Такое обращение, действительно, поступало к нам, – прокомментировала ситуацию помощник Гайского межрайонного прокурора Наталья Пестова. – Но так как мы не уполномочены проводить подобные проверки, обращение направили в Инспекцию государственного строительного надзора Оренбургской области. После рассмотрения жалобы, сотрудники инспекции направят ответ заявителю.
А в ожидании реакции ведомства, жители поселка могут обратиться в общественную приемную губернатора Оренбургской области, расположенную
по адресу: город Гай, улица Молодежная, дом 4а. Записаться на прием можно по телефону 4-23-44.
А. КОВТОНЮК.