По словарю Ушакова, герб — это условное изображение, присвоенное государству, городу или знатному роду. Казалось бы, ничего не значащий рисунок, а вот поди ж ты — без герба нет ни страны, ни города, ни знатного рода. Так повелось с незапамятных времен, с этим приходится считаться и в наши дни.
В свою очередь, польский herb происходит от нем. еrbe — наследник. Иными словами, герб — это то, что передается по наследству, если, конечно же, есть наследники и им есть что наследовать. Порою у наследников, кроме родового герба, вообще ничего нет, но и его достаточно, чтобы считать себя потомками древнего рода. У Орска тоже вроде бы имеется герб, причем — по описанию — старинного происхождения, и вроде бы есть кому его передать по наследству. Но после разговора с автором орского герба художником Виктором Милорадовым на сей счет возникают небезосновательные сомнения...
— Начнем с начала. Как и когда возникла идея конкурса на изображение орского герба? Кто был ее инициатором?
— Инициаторами в начале 90-х выступили главный художник Орска Придвижкин и главный архитектор Федотов. Тогда никому и в голову не пришло обратиться в Геральдическую коллегию России за необходимыми консультациями. Работали, что называется, вслепую, наобум. Доходило до курьезов. Один художник, обосновывая свой эскиз, предложил изобразить на гербе... тараканов. Дескать, таракан — всеми пренебрегаемое насекомое и наверняка его нет ни в одном гербе. Тогда орский герб будет вполне оригинальным, поскольку в городе полно тараканов. В то время еще никто не знал о том, что на гербе исчезнувшей Тьмутаракани, одного из древнейших городов Киевской Руси, был изображен как раз таракан.
— Как проходил конкурс?
— На первом этапе художники представили около 30 разноплановых работ. Комиссия решила провести выставку для ознакомления с первоначальными результатами. Работы выставлялись анонимно, обозначались девизами. По итогам следующего этапа комиссия постановила отдать первое место моему варианту и отправила его на утверждение в городской совет и главе города. Наконец, году в 93-м собрали необходимые документы, Придвижкин повез их в Геральдическую коллегию. Вернулся он оттуда с известием, что в архивах коллегии при Эрмитаже нашлось старинное описание орского герба. Оно было составлено знатоком геральдики, доцентом Кёнигсбергского университета Иоганном Симоном Бекенштейном, находившимся на русской службе в должности профессора правоведения при Академии наук, и утверждено императрицей Екатериной II. Герб был «пожалован городу» 30 декабря 1737 года. Нам порекомендовали взять за основу сохранившееся описание. И если мы согласимся, наш герб будет считаться старинным и иметь определенные привилегии.
— Что это означает — привилегии герба?
— Во-первых, мы можем использовать в гербе щит более сложной конфигурации. Во-вторых, если по правилам геральдики голова орла должна смотреть исключительно влево, то мы можем развернуть ее вправо. Были и еще какие-то тонкости, но я за давностью лет их уже не помню. Помню только, что герб Оренбурга в отличие от нашего привилегий не имеет.
— Что произошло потом?
— После того как 23 августа 1995 года был утвержден герб...
— Погодите! Выходит, 23 августа сего года исполняется 20 лет орскому гербу?
— Выходит, так. Но я продолжу. Впоследствии герб почему-то перерисовали, теперь он выглядит намного хуже утвержденного. Если смотреть даже с технической точки зрения, перерисованный герб неверно закомпонован в поле щита: неправильно расположен по оси и немного завален в правую сторону. Согласно описанию герба клюв у орла должен быть золотым, а у нас этого не придерживаются даже в официальных документах. Может быть, простым людям такого рода детали незаметны или неизвестны, но нам, специалистам-художникам, все отчетливо видно. Дело не в том, что если за основу взят мой эскиз, то к нему не может быть никаких претензий. Тогда я сделал в этой незнакомой для меня сфере все, что мог. Но я предполагал, что работа по улучшению эскиза продолжится. Например, изображение можно сделать более геральдически точным. Я несколько раз предлагал съездить в Геральдическую коллегию для получения консультаций по гербу, чтобы понять, в каком направлении следует работать для улучшения изображения. Но городу, видимо, не до того.
— Как известно, даже во времена Иоанна Грозного или Николая Первого существовали одновременно разные гербы российской империи. С чем это связано?
— Видите ли, одно дело — изображать герб на перстне или деловой бумаге, другое дело — монументальное изображение в рельефе, где придется детально прорисовывать, если говорить об орском гербе, и перья орла, и горы, и корону. Необходимо разработать изображение в черно-белом варианте, цветном, в негативе, в контуре и, если есть необходимость, то и в объеме. В нашем же гербе имеется только контур, а если его изображать рельефно, то как передать объем? Герб должен жить, развиваться, улучшаться, совершенствоваться.
— Какие шаги вы предпринимали, чтобы решить этот вопрос?
— На протяжении целого ряда лет я выставлял много вариантов герба, тем самым пытаясь обратить внимание руководства на эту проблему. Компьютерную графику выставлял, станковую графику, произведения декоративно-прикладного характера — и по городской символике, и по гербу. Никакой реакции. Наведывался в городской комитет архитектуры, но ничего не добился. Мне там сказали: нечего морочить голову. Герб утвержден? Утвержден. Всё, тема закрыта. Осенью прошлого года — в преддверии юбилея, так сказать, — пошел записываться на прием к главе. Так на меня сидевшие там дамы накинулись: нечего, мол, отвлекать по таким пустякам. Я и ушел. На одной из выставок увидел Франца, подошел к нему, поговорил — снова никакого толку. А ведь надо что-то делать и со въездными знаками: со стороны Оренбурга, Гая, Новотроицка, Домбаровки. Они были изготовлены еще в советские времена, когда никакого герба не было в помине. Их надо обновить — хотя бы к празднику, тем более к юбилею города. Кроме того, герб у нас вроде как есть, но нет символического логотипа «Орск», и над этим тоже надо работать.
Юрий Лифшиц.