В Орске набирает обороты движение «Лев против». Проект позиционируется как федеральный, направленный против курения и распития алкогольных напитков в общественных местах, за здоровый образ жизни.
Активисты проводят рейды, во время которых призывают курящих где попало людей затушить сигареты и пройти в специально отведенные места, а распивающих алкоголь — убрать его. Если кто-то не прекращает дымить, участники движения сами тушат сигареты водой из пульверизатора или водяного пистолета. Процесс, нередко сопровождающийся со стороны курящих оскорблениями и попытками подраться, снимается на видеокамеру или телефон, после чего активисты проекта монтируют видеоролики, которые выкладывают в Интернет.
Я очень долго пыталась встретиться с орскими участниками этого движения и отправиться с ними в рейд, но мне все отказывали, ссылаясь на то, что это может быть опасно. Но наконец нам удалось договориться. В пять вечера я, вооруженная фотоаппаратом, ждала ребят возле универмага. Думала увидеть взрослых крепких парней, но ко мне подошли несколько подростков, по виду не старше 16 лет. Один из них представился Максимом — именно он и оказался организатором орской группы.
— Расскажи, откуда пошло это движение?
— Оно началось в Москве. «Лев против» действует совместно с федеральным проектом «СтопХам», который борется с людьми, паркующимися в неподходящих местах. Организовал проект Михаил Лазутин.
— А как вы определяете, где можно курить, а где нет?
— Там, где дети, курить нельзя. Да и почему я, некурящий, должен дышать табачным дымом? Мне это не нравится.
— Вот вы снимаете людей на камеру и выкладываете в Интернет. А знаете, что по закону без согласия это запрещено и любой из «нарушителей» может подать в суд?
— Пусть попробуют подать, я в этом сомневаюсь.
— Видела одну из ваших съемок, где вы просите двух полицейских выбросить сигареты. Почему вы к ним подошли? Ведь они специально ушли подальше, можно сказать, спрятались от прохожих, а вы все равно приставали к ним? И там, где они стояли, официально курить не запрещено.
— Во-первых, есть моральные законы. А во-вторых, это полицейские, для каждого ребенка они своего рода супергерои. А супергерои не должны курить.
— Драки в рейдах бывают?
— Да, практически в каждом нашем походе. Даже женщины дерутся, и они, как правило, первыми начинают.
Я надеялась, что после разговора пойду с ними в рейд, однако мне категорически отказали. Мол, в руках у вас дорогой фотоаппарат, а вокруг много неадекватных людей. Мои уговоры на ребят не действовали. Сложилось впечатление, что молодые люди чего-то боятся.
С одной стороны, «Лев против» делает благое дело — борется с курильщиками, нарушающими закон. А с другой?.. Вправе ли эти ребята учить жизни взрослых, еще и выкладывая видео в Сеть? Как нам пояснили в полиции, согласно статье 152.1 Гражданского кодекса, они не могут этого делать. Сами активисты говорят: «Мы не выкладываем нормальных людей, а только тех, чье поведение ненормально для общества». А как расценивать такую ситуацию, когда к тебе подходит толпа агрессивно настроенных подростков и требует выкинуть сигарету, иначе они расстреляют тебя из водяного пистолета? Откуда можешь знать, что у них в пистолете? Действия подобного рода можно отнести к хулиганским. Ссылаясь на то, что нельзя курить при детях, активисты не до конца понимают, что своим поведением они воспитывают в тех же детях чувство вседозволенности: «Если мне что-то не нравится, то это всем должно не нравиться, а если со мной не согласятся, то подерусь или оболью водой». Не стоит забывать, что иногда благими намерениями бывает вымощена дорога в ад…