В преддверии 280-летия Орска мы предлагаем вам полистать страницы истории образования и развития нашего города. Этой теме мы посвящаем серию материалов, которые периодически публикуются на портале Orsk.ru. Вы сможете узнать много новых интересных фактов о родном крае.
«В начале 1735 года Иван Кирилловичм Кирилов отправил первую команду с провиантом в верховье реки Яик, к крепости основанной прапорщиком Дмитрием Владимировичем Гладышевым. 31 января команда в составе одной солдатской роты и нескольких уфимских казаков благополучно прибыла в место назначения. В феврале в Верхнеяицкую крепость была отправлена другая рота с провиантом и адмиралтейскими служителями для изготовления речных судов, на которых планировалось доставлять грузы до устья Орского.
В марте 1735 года из Екатеринбурга в Верхнеяицкую крепость были привезены большое количество артиллерии и снарядов. Прапорщик Дмитрий Владимирович Гладышев был отправлен в Сибирскую губернию для закупки там необходимого продовольствия и отправки его на крестьянских подводах к месту строительства Оренбургской крепости.
Помимо занятий приготовления к весеннему переходу, Иван Кириллович Кирилов организовал в Башкирии топографические съемки. Были составлены первые географические карты значительных участков в долинах рек Яик и Белой, где обозначены населенные пункты, дороги, реки, озера и леса. Экспедиция проводила поиски полезных ископаемых, особенно рудных месторождений меди, железа, драгоценных металлов. Для этой цели Иван Кириллович затребовал из Екатеринбурга горного офицера с помощниками, которые у городка Табынска и на реке Большой Ик нашли медную руду, местами выходящую на поверхность.
Иван Кириллович Кирилов вместе Иоганном Гейнцельманом составил для башкир «генеральную генеалогию татарских ханов из древней истории и арабской хроники доколе оные с древними временами России сличность имеют…».
Башкиры в составе России жили неплохо. Русские войска и казаки охраняли их от воинствующих соседей. Башкирские баи правили совершенно независимо, при случаи не прочь были пограбить русские поселения или совершить набег в казахские степи. В армии башкиры не служили, на них лежала одна повинность, носившая не постоянный, а чрезвычайный характер — в случае войн выделять лошадей для кавалерии. Когда стали набирать коней для войны с турками, возникло недовольство. До баев дошли слухи о планах строительства крепостей, усиление русской власти не устраивало их. Особенно был недоволен планами Кирилова бай Токчура. Он стал призывать к бунту баев Сюянгулова, Ераткулова, Гимбетева, Кусанбая. Они решили весной бунтовать и всеми силами не допустить русских к реке Орь, не позволить им строить крепость Оренбург. Все свои намерения они хранили в тайне.
11 апреля 1735 года участники Оренбургской экспедиции выступили из Уфы и встали лагерем на реке Чесноковке, ожидая прибытия пяти рот Вологодского полка. 15 июня Иван Кириллович Кирилов не дождавшись прибытия полка выступил в поход к устью реки Орь. Экспедиция следовала на юг, по долине реки Белая, затем к урочищу Красная гора на Яике и оттуда вверх по течению реки к устью Орскому.
Обоз в сотни телег вез провиант, строительные материалы, вооружение и боеприпасы, военное и церковное имущество. А также приборы для научных изысканий, коммерческие товары и многое другое. В составе Оренбургской экспедиции находились: команды 10 рот Пензенского пехотного полка, 3 роты Казанского драгунского полка, 3 роты новоучрежденных Оренбургских драгун, а также 150 Уфимских казаков и 200 Яицких казаков. В артиллерии было 23 медных пушек от 2 до 5 футов, 1 чугунная 3 футовая пушка, 1 малая лотовая, 2 гаубицы, 2 медных 30 фунтовых мортир. При артиллерии находились: инженер–капитон, инженер–порутчик, штик–юнкер, 2 кондуктора, 54 унтер–офицеров и канонеров.
20 июня 1735 года Вологодский полк прибыл в Уфу, пополнив припасы, отправился вдогонку за основным отрядом. 1 июля более 3 тысяч башкир внезапно напали на Вологодский полк. Командир полка, подполковник Чириков, не ожидая нападения со стороны башкир, следовал впереди полка, не соблюдая мер безопасности. Улучшив момент, башкиры внезапно напали на головную часть колонны. Роты драгун, за дальностью, не сразу усмотрели нападение башкир. Подполковник Чириков, полковой священник, лекарь, 18 драгун погибли в неравном бою. Драгуны под командованием капитана Гебауэра отбили атаку и прицельным огнем заставили башкир отступить. И хотя они еще не раз пытались нападать, но полк следовал с надлежащей осторожностью, так что башкиры всегда были прогоняемы с большими потерями.
Так началось башкирское восстание под предводительством Кильмяк–Абыза. Бай Юсуп спалил Верхнеяицкую пристань, а затем напал на провиантский обоз, следовавший из Сибирской губернии. Рота конвоя была уничтожена, а 500 подвод с провиантом были расхищены. Разбушевавшиеся башкиры выплеснули свой гнев не только на русских, но и на ближайших соседей казахов. В районе Губерлинских гор они перешли Яик и угнали несколько табунов скота у хана Абулхаира.
Вечером караван экспедиции нагнал яицкий казак. Он был весь израненый, его мотало в седле, борода вся в крови: «Башкирцы напали! Людей побили, возы пограбили! Побитых захоронили, а возы с припасами так и сгинули в степи.» Ночью, сидя у костерка, Иван Кирилов отписывал в Петербург, чтобы там не пугались. Зло башкирское он пригладил, сколько мог, для выгод будущих. А то ведь он знал, в столице не разобравшись, велят ему обратно возвращаться, тогда — прощай все начинания. Ехали далее. На ночевках окружали себя кострами, вглядываясь во тьму. Одни лишь казаки, ко всему привычные, сигали во мрак и возвращались под утро. 10 июля на 291 версте от Уфы Вологодский полк соединился с Оренбургской экспедицией. С боями продвигались участники экспедиции к месту назначения 2,5 тысячи солдат пехоты, драгун, казаков шли соблюдая военные предосторожности, имея сильные пешие и конные дозоры.
Юрий Сураев.