На портале Orsk.ru каждые выходные выходит материал, рассказывающий об основании и развитии Орска. Сегодня мы продолжим листать страницы истории нашего края.
«В январе 1742 года выходит Указ о назначении начальником Оренбургской комиссии тайного советника и кавалера Ивана Ивановича Неплюева.
Иван Иванович Неплюев после Нарвской навигационной школы и Петербургской морской академии, по указу Петра-I, был направлен для обучения в Испанскую королевскую академию. В 1720 году он возвратился в Россию. Петр I лично принимал экзамены у Неплюева, за отличные ответы царь произвел его в главные смотрители всех строящихся в Петербурге морских судов. Кроме того, Иван Иванович исполнял обязанности переводчика при иностранных министрах. Ум, трудолюбие, правдолюбие Ивана Ивановича Неплюева пришлись по нраву императору, который назначил его уполномоченным для сбережения интересов России на Востоке.
Во время 14-летнего пребывания Ивана Ивановича Неплюева в Константинополе отношения России с Турцией были наилучшими. В 1741году Иван Иванович был назначен Киевским губернатором. Восемь царствований пришлось на жизнь Ивана Ивановича Неплюева, служа верой и правдой, неизменно покорный Божьему промыслу, он пережил не одну неприятность и опалу во время дворцовых переворотов.
23 июля 1742 года Иван Иванович Неплюев прибыл в Орскую крепость. Шесть лет прошло с основания первого Оренбурга и начала заселения по новой пограничной линии. Познакомившись с трудами своих предшественников: Ивана Кирилловича Кирилова, Василия Никитича Татищева и Василия Алексеевича Урусова, Иван Иванович Неплюев определился с основными направлениями своей деятельности: «заселением пустынных мест, обеспечением безопасности жителей, развитием промышленности и торговли, обустройством быта населения края, привитием уважения вновь подданным народам к российским законам и властям».
На первом военном совете, состоявшемся в Орской крепости, обсуждался вопрос об укреплении пограничной линии по реке Сакмаре строительством двух крепостей — Воздвиженской и Пречистенской, и двух редутов — Желтого и Никитского.
В Орской крепости Иван Иванович Неплюев заложил вокруг Преображенской горы: «новый замок со рвом и валом, так что оная гора вся внутри того замка осталась…». Новое укрепление Иван Иванович Неплюев назвал Преображенским замком, размеры которого составляли с запада на восток 510 метров, а с севера на юг 350 метров, это значительно увеличило общую площадь Орской крепости. К востоку от крепости был построен земляной вал, в 300 метрах от которого появилась небольшая слободка, в которой селились отставные солдаты с семьями.
23 августа 1742 года Иван Иванович Неплюев в Орской крепости принимает присягу хана Абулхаира новой Императрице Елизавете Петровне. В декабре 1742 года в Орской крепости умер премьер-майор Останков, исполняющий обязанности коменданта с 1736 года. Иван Иванович Неплюев выбирает новое место для строительства Оренбурга: высокий берег Яика перед впадением в него реки Сакмары. План города, представленный им в Сенат, был высочайше утвержден.
19 апреля 1743 года новый Оренбург был торжественно заложен и сразу же стал застраиваться. 5 июня 1743 года Иван Иванович Неплюев в Орской крепости вел переговоры с ханами и батырами Средней и Малой Орды.
15 марта 1744 года был подписан именной Указ «Об учреждении Оренбургской губернии и о подчинении под ее ведомство Уфимской провинции и всех в тех местах строящихся крепостей».
Иван Иванович Неплюев стал первым Оренбургским губернатором. Летом 1744 и 1745 года торг и обмен с азиатскими купцами проводился только в Орской крепости. Таможенные сборы от торговли в 1745 году составили 6893 рубля. До 1746 года Орск оставался крупным торговым центром на юго-востоке России, о чем свидетельствует рост торговли с киргиз-кайсацкими жузами и Средней Азией на меновом дворе, так как торговые пути из Хивы и Бухары, а также из Зауралья в Оренбург проходили через него.
В 1746 году учреждена таможенная застава на пограничной линии. Отношения с казахами оставались сложными. Они обращались к русским за помощью, когда им это требовалось. Ханы охотно встречались с представителями царской власти, принимали подарки, произносили цветистые речи, но уже на следующий день подданные этих ханов нападали на русских.
Крупные набеги были в 1745, 1746, 1747 годах. Казахи грабили, угоняли скот и открыли для себя «выгодный промысел», захватывая пленных, они продавали их в рабство в Хивинском ханстве, Бухарском или Кокандском.
Согласно челобитной одного выходца из плена, в Хиве находилось более 5 тысяч русских невольников. Чтобы противодействовать нападениям казахов, строились новые пограничные линии: Нижнее – Яицкая, состоящая из 9 крепостей и 18 форпостов; Самарская, включающая в себя 9 крепостей и 3 редута; Сакмарская, состоящая из 10 крепостей и 2 редутов. Для обороны соляных месторождений было построено укрепление Илецкая Защита, и от нее пошла Илецкая линия.
Оренбургские казаки выполняли функции пограничной стражи. Принявшие русское подданство казахи ураганами налетали из степи на пограничные русские селения, захватывали скот, убивали и уводили в плен людей. Налеты степняков не оставались безнаказанными. Казаки, поднятые дымными сигналами маяков из ближайших к ним крепостей, быстро группировались в отряды и устремлялись в погоню за дерзкими налетчиками, отбивали свой скот и людей, смертью карая налетчиков. Но иногда возвращались и с телами товарищей, погибших в стычке.
Между русскими крепостями находились: редуты, форпосты, пикеты и заставы. С установленных в них деревянных вышек велось наблюдение за окрестностью. Рядом с вышками стояли высокие столбы, называемые маяками, с бочками смолы или охапками соломы наверху. В случае тревоги маяк поджигался. Дым и пламя сигнализировали соседним укреплениям о приближающейся опасности.
Застава — небольшое укрепление, состояла из землянки, вышки для наблюдения, обнесенной двойным плетнем и засыпанной землей. На заставе дежурили несколько казаков, в обязанности которых лежали разъезды и наблюдения вдоль пограничной линии. За плетнем они могли укрыться и отстреливаться от нападающих отрядов степняков. Метким огнем из ружей и высокой степенью мужества казаки умели быстро усмирить их азиатский пыл.
Связь между крепостями и пикетами поддерживали конные разъезды. Зимние наряды начинались с ноября, количество казаков в них было в два раза меньше чем летом. На зиму беспокойные соседи откочевывали к югу, и на границе устанавливалось временное затишье. В 1748 году казаки, поселенные на Самарско-Оренбургской линии, были объединены с Исетским Войском и стали Оренбургским иррегулярным Войском.
В 1755 году Войско было преобразовано в Оренбургский казачий корпус. Казакам пришлось выдержать серьезное испытание, из-за того что мулла Батырша Алеев взбунтовал башкир. Он разослал по всему магометанскому востоку России воззвание, в котором указывалось на опасность, грозящую магометанству от нашествия русских, обещалась помощь киргиз-кайсаков и Османской империи. Мулла призывал весь магометанский мир к отстаиванию своей веры.
В 1755 году башкиры подняли бунт, стали громить русские поселения, почтовые станции, а потом объединились с казахами. Их общая численность составила более 50 тысяч воинов. Закипели жестокие бои. Отряды мятежников штурмовали и осаждали русские крепости, солдатские и казачьи гарнизоны мужественно и храбро защищались.
Русские умело осаживали вражескую конницу из пушек и ружей, рассеивали атаки встречными ударами. Не получив явного превосходства над русскими, башкиры обвинили во всех неудачах казахов, и между ними началась такая резня, что те и другие бежали друг от друга в разные стороны: казахи в степь, а башкиры в леса.
Хива превратилась в гнездо хищников, где охотно покупали русских пленников. От набегов с похищениями людей особенно страдала дистанция от Оренбурга до Верхнее-Яицкой крепости. Казахи выгодно продавали пленных мужчин в рабство на азиатских рынках, женщин в гаремы, а мальчиков скопили, превращая в евнухов. Россия вынуждена была принимать ответные меры, укрепляя свои границы.
При первом губернаторе Иване Ивановиче Неплюеве было закончено сооружение Оренбургской пограничной линии протяженностью в 2000 километров, состоящей из 114 крепостей. Строительством новых крепостей и редутов Оренбургский губернатор укрепил юго-восточную границу России. Благодаря его трудам Оренбургский край был надежно защищен от внезапных набегов кочевников.
Для заселения новых укрепленных мест и крепостей Иван Иванович Неплюев использовал солдат и офицеров из шести полков: Оренбургского, Уфимского, Алексеевского, Сергиевского, Шешлинского и Билярского».
Юрий Сураев.