Каждое утро Олег Литвинов начинает с небольшой прогулки. Зрения он лишился более двадцати лет назад, на производстве. Врачи поставили диагноз «отслойка сетчатки». Попытки восстановления результата не принесли. За эти годы наш собеседник изучил район как свои пять пальцев. В магазин, например, он ходит только один.
— Когда ветер, конечно, тяжело ориентироваться. Все-таки шум отвлекает. А если ветра нет, как вот сейчас, в хорошую погоду, ходить по улицам нормально, — рассказал нам мужчина.
Привычным маршрутом Олег направляется к проспекту, мы следуем рядом. Прогулку осложняет гололед и припаркованные в большом количестве автомобили. То и дело приходится проверять путь, прежде чем двигаться дальше. Впрочем, назвать нашего спутника в полном смысле слова незрячим все-таки нельзя. Своего знакомого, к примеру, он узнал по звукам походки — и на ходу поздоровался.
А вот дорогу переходить слепым людям действительно трудно. К счастью, в нашем случае водители реагировали адекватно. Машины останавливались, давая пройти, и не подгоняли пешехода сигналом. От помощи прохожих, рассказал нам собеседник, он чаще всего отказывается: привык делать все сам. Но в новом городе без сопровождения не обойтись.
Водителям тоже стоит помнить о слабовидящих: ведь на них не распространяются привычные нам правила. При сигнале белой тростью автомобилист обязан пропустить ее владельца в любом месте дороги, даже за пределами пешеходного перехода, сообщили нам в ГИБДД Орска. Нарушителям грозит административный штраф. Более серьезное наказание ожидает тех, кто припаркуется на местах для инвалидов. Шансы лишиться 5 тысяч рублей вполне реальны. Об этом мы уже рассказывали ранее.
Хотя и без нарушений в городе хватает препятствий для незрячих. Например, звуковых светофоров, по которым они привыкли ориентироваться, в Орске не так много. Явно выраженных сходов на дорогу с высокими бордюрами по краям тоже не хватает. Непреодолимой помехой часто становятся рельсы и лужи, которые и обычному прохожему трудно преодолеть. Еще одна наболевшая тема — конечно же, транспорт.
— Сейчас автобусов мало, в основном маршрутки. Остановки никто не объявляет. Вы попробуйте завязать глаза и проехать. Как понять слабовидящему, где он едет, где остановиться, очень сложно. Не говоря уже о том, чтобы забраться в микроавтобус, определить номер маршрута, — поделилась с нами председатель орского общества слепых Валентина Жульева.
Несмотря на все эти и многие другие трудности представители организации не привыкли унывать. Сейчас наши собеседники уже готовятся к Новому году и планируют удивить горожан своими талантами. Ведь видеть нужно, прежде всего, сердцем.
Дмитрий Старостенко.