Любое движение алкоголя окажется под жестким контролем. С 1 января 2016 все предприниматели и организации, чья деятельность так или иначе связана с оборотом спиртного, обязаны подключиться к Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Новые правила закупки, хранения и продажи алкогольной продукции установил федеральный закон. О грядущих изменениях предпринимателям рассказали в городской администрации.
На семинар пригласили руководство областной компании «Скап». Как представители федерального «Центра информации» они объяснили, как работает новая система. Проще говоря, программный комплекс ЕГАИС контролирует весь путь бутылки с алкоголем: от производителя до продажи покупателю. Оптовикам механизм уже знаком, а с 1 января стать его частью обязана и розница. Это касается абсолютно всех предпринимателей и предприятий.
— Независимо от форм собственности они должны подключиться к системе ЕГАИС до 1 января 2016 года. Для предприятий-лицензиатов имеется вторая дата — с 1 июля необходимо и розничную продажу алкоголя фиксировать в системе. Особо отмечу предприятия общественного питания. У вас одна дата — 1 января. Факт продажи крепкого алкоголя вам подтверждать не нужно, только закупку, — отметил коммерческий директор ООО «Спар» ФГУ «Центр Информации» Антон Давыскиба.
От обязательной фиксации продажи освобождаются розничные продавцы пива и пивных напитков, предприятия общественного питания, а также поселения, где живут менее 3 тысяч человек и нет Интернета. Для остальных штрафы будут жесткими: юрлица даже рискуют навсегда лишиться лицензии. Что касается алгоритма, ЕГАИС ориентируется на акцизные марки — двухмерные (2D) штрихкоды на бутылке с крепкими напитками.
— Конечный покупатель берет бутылку крепкого алкоголя, подходит на кассу, кассовая программа регистрирует марку с помощью 2D-сканера, отправляет данные в ЕГАИС и соответственно в Росалкогольрегулирование, тем самым разрешая продавать спиртное, после чего покупатель получает 2 чека. На одном из них есть QR-код. Его можно просчитать при помощи приложения на смартфоне, пройти по полученной ссылке на сайт и увидеть, какой путь прошла бутылка, не контрафакт ли это, — отметил представитель компании.
Так что если слово «QR-код» для вас знакомо (и здесь мы говорим не о молодежи), то проверить купленную бутылку не составит труда.
А теперь обратимся к расходам, которые понесут бизнесмены. Для подключения к ЕГАИС нужны: компьютер или планшет, доступ в сеть, новая электронная цифровая подпись и специальная карта — рассчитана она, кстати, только на одно устройство. Добавим еще программное обеспечение, дополнительные работы и получим примерную сумму: 25-27 тысяч рублей, если нет компьютеризированного места, при наличии такового — подключение обойдется в 10-12 тысяч.
После доклада предприниматели засыпали гостей вопросами. И если кто-то из участников возмущался таким поздним проведением встречи, то другие готовились к подключению заранее. Индивидуальные предприниматели, как показал небольшой опрос, особо не переживают. Хотя их часто представляли как основных жертв новой системы. Как пояснила нам владелец одной торговой точки, основные трудности коснутся в основном бумажной работы. А за качеством продукции, заверила нас собеседница, они следили и до этих изменений.
Сходятся предприниматели в одном: такие меры обеспечат еще больший контроль за алкоголем, и это, безусловно, плюс.
Дмитрий Старостенко.