За последние полгода городские СМИ неоднократно рассказывали о положении работников на одном из крупнейших предприятий нашего города — ЮУМЗ. Люди говорили, что со сменой собственника появились многочисленные нарушения как трудового законодательства, так и других норм и правил. Опубликованное на портале Orsk.ru письмо работников ЮУМЗа вызвало небывалый резонанс.
Один из опубликованных материалов был посвящен руководителю подразделения завода — Лайме Апрелевой. Она заявила, что ее принуждали к увольнению, и рассказала о предпринимаемых ею мерах, в том числе — обращении в суд. Недавно на портале Оренбургского областного суда появилась информация об удовлетворении иска Лаймы Алексеевны. Мы попросили её прокомментировать данное решение. В беседе приняла участие и адвокат Екатерина Пастернак.
— Екатерина Сергеевна, расскажите, пожалуйста, о сути иска и что именно решил суд?
— Если коротко, то в середине июня 2015 года работодателем был издан приказ о сокращении должности Лаймы Алексеевны, а в начале июля новый приказ о наказании её за якобы совершённые нарушения (прогулы), что, по словам представителя работодателя, грозило ей увольнением по соответствующей статье. Одновременно было предложено написать заявление по собственному желанию. Нам удалось доказать в суде, что работодатель разработал схему прикрытия сокращения увольнением по собственному желанию. Продиктовано это было в первую очередь экономической выгодой. Областной суд отменил решение Октябрьского районного суда г. Орска, иск Лаймы Алексеевны был удовлетворён. Таким образом, Лайму Апрелеву восстановили в должности, а работодателю предписали оплатить время вынужденного простоя сроком в 5 месяцев, а также причинённый моральный ущерб.
— Лайма Алексеевна, как прошли ваши первые дни на рабочем месте после восстановления в должности, как встретили коллеги?
— За исключением 2-3 человек, лично причастных к махинации с моим увольнением, остальные восприняли новость о моей победе очень позитивно, поскольку уже устали от творящегося вокруг произвола. Тем не менее, после новогодних праздников я намерена сменить место работы.
— Это решение как-то связано с генеральным директором ЮУМЗ?
— Нет, никак не связано. Я проработала на ЮУМЗ 8 лет, в течение которых сменилось 5 генеральных директоров. Несмотря на то, что нынешний руководитель предпочитает называть свою стратегию «взятием Сталинграда», но очевидно, что для него лично ЮУМЗ, скорее, «дембельский аккорд».В сегодняшней ситуации на рынке труда я никому не советую принимать решение об увольнении, опираясь только на личность руководителя. Директора приезжают и уезжают, а завод и коллектив остаются. Все остальные вопросы решаемы. Мне на днях предложили должность на одном из крупнейших предприятий Новотроицка, где ставят интересные задачи. Новое место для меня удобнее и территориально, так как я сама живу в Новотроицке.
На самом деле мне хотелось бы сказать о выводах, которые я сделала в процессе судебных разбирательств. Без сомнения, первая проблема Орска — это безработица и несоблюдение работодателями трудового права. Если обратиться к статистике, то в 2015 году за помощью в трудоустройстве в Центр занятости обратилось около 20 тысяч человек. Это примерно 10% населения города, который является вторым в области по численности и по промышленному значению. То есть львиная доля орчан трудоспособного возраста столкнулась с этой проблемой. Количество столкнувшихся с безработицей по сравнению с предыдущим годом выросло, но при этом о сокращении сотрудников предприятия стали извещать реже. О чём это говорит? О том, что работодатели предпочитают увольнять по другим основаниям, избегая выплат компенсаций. И если буквально пару-тройку лет назад люди направляли жалобы в контролирующие организации на так называемых «частников» в части невыплаты пособий по материнству или по временной нетрудоспособности, то теперь по гораздо более серьезным поводам: незаконное увольнение, задолженность по зарплате, изменение условий труда.
Лидирует в Орске по количеству нарушений трудового законодательства одна торговая сеть, но и крупные предприятия, входящие в солидные холдинги, которые преподносят себя на рынке, как надёжные партнёры, не брезгуют в последнее время методами мелких торговцев. По моим наблюдениям, обращения по этим вопросам в прокуратуру и в инспекцию по труду не являются эффективными. Недовольные, как правило, направляются в суд, но и здесь практика последних лет показывает, что более чем в половине случаев процессы выигрывает работодатель.
Трудовой кодекс не менялся с 2002 года. Но работодатели стали грамотнее. В предыдущие годы они нередко проигрывали трудовые споры и за это время научились очень изящно обходить закон. Случай с моей победой, можно сказать, является уникальным. Поэтому вывод таков: в первую очередь, самим внимательно относиться к документам. При оформлении на работу подписывать только те бумаги, которые полностью соответствуют оговоренным условиям, сохранять свои экземпляры, знакомиться с инструкциями во время трудоустройства не для «галочки», а знать их, соблюдать и уметь применять в спорных ситуациях.
Более того, в современном мире каждый уважающий себя человек должен иметь на примете грамотного адвоката, к которому он может обратиться за консультацией. Не стоит быть самонадеянными в этих вопросах. Я не призываю всех завтра идти судиться с начальством, но рабочим стоит прекратить быть инертными и заботиться о будущем. Бесконфликтность не всегда является свидетельством благополучия, в нашем обществе чаще это признак деградации и разложения.
— Считаете ли вы, что вероятность организации забастовки на ЮУМЗ, о которой говорилось в письме Президенту РФ, действительно существовала?
— Вероятность никогда нельзя отрицать на 100%. Другое дело, что по российским законам организация забастовки требует стольких процедур, разрешительных и примирительных, что простым работникам крайне сложно их правильно соблюдать, если среди них нет юриста. Забастовка, скорее всего, была бы признана незаконной. Тем не менее, по данным Центра социально-трудовых прав, в 2014–2015 гг. в России наблюдался резкий рост трудовых протестов, только в первой половине 2015 г. зафиксировано 186 акций. И чаще всего подобные акции происходят на промышленных предприятиях. Надеюсь, с помощью новой общественной организации мы сможем предельно минимизировать необходимость каких-либо забастовок и будем приводить к согласию между работником и работодателем.
Дмитрий Старостенко.