Орчанин добился справедливости спустя 11 лет. Напомним, ранее наш земляк Александр Андреев обратился в Европейский суд по правам человека с жалобой на пытки в отделении полиции. Страсбургские судьи объявили решение: они признали факт задержания и пыток в милиции в 2005 году незаконным и присудили компенсацию морального вреда в размере 26 тысяч евро. Сегодня мы встретились с участниками тех нашумевших событий и выяснили шокирующие подробности.
Февральское утро более чем десятилетней давности Василий Андреев помнит отчетливо. 15 числа вместе с несовершеннолетним сыном Александром и его подругой они пришли в Советский РОВД Орска. Поводом для вызова, как выяснилось впоследствии, стала кража, в которой сын проходил свидетелем. Соответствующую повестку им принесли накануне в дом.
Внутрь пропустили только отца и сына. На протяжении почти трех часов правоохранители беседовали с подростком, а затем провели в другой кабинет.
— Меня вытолкнули, не пустили, несмотря на то, что я отец, но дверь была приоткрыта, так что весь разговор слышал, — вспоминает Василий Николаевич. — Он начал Саше говорить, чтобы тот нашел какую-то кражу, по всем своим знакомым узнавал. Сын говорит: «А я здесь причем? Это же работа полиции». Ему ответили: «Ну тогда мы эту кражу напишем на тебя». Тут я не выдержал, зашел, говорю: «Как вы можете...» В итоге меня вытолкнули на крыльцо, пригрозив «обезьянником».
Отец с подругой подростка прождали возле отделения несколько часов, по очереди ходили греться в ближайший угловой магазин, но Сашу так и не увидели. Василий забил тревогу, обратился к дежурному, поначалу мужчину заверяли, что сын скоро выйдет. А затем ответ стал совершенно иным: подросток, мол, уже давным-давно дома. Соответствующая заметка, к удивлению отца, оказалась и в журнале дежурного.
Прождав какое-то время снаружи, орчане отправились домой. Телефоны в то время были редкостью, поэтому позвонить сыну не было возможности, отметил Василий. Но дома Саши не оказалось. Он вернулся только ближе к ночи в крайне плачевном состоянии.
— Приходит избитый, его тошнило, рвало, вызвали скорую, на следующее утро отвезли в больницу. Нам сказали: побои и сотрясение головного мозга, — добавил отец.
По словам общественника, одного из учредителей Межрегионального комитета по предотвращению пыток Вячеслава Дюндина, подростка вывели из отделения через другую дверь, чтобы обмануть отца, посадили в машину и увезли во второе отделение. Тогда оно располагалось на Вокзальном шоссе.
Оперативный дежурный, рассказал нам Вячеслав Алексеевич, позволил участковому провести несовершеннолетнего внутрь, не спросив ни слова и не сделав записи в журнале. Фактически прикрыл похищение, а затем отвечал родным и знакомым, что здесь Андреева нет, человек просто-напросто исчез.
Пытки, которым подвергся подросток, сложно описать словами, их жестокость поразила родных и общественников:
«Истязатели связали ступни ног молодого человека веревкой, и, продев ее под наручники, подтягивали руки к ногам, причиняя невыносимую боль. Не выдержав, Саша попросил развязать ноги. И позже, чтобы избежать пыток, разбежался и ударился головой о стекло книжного шкафа. Милиционеры вновь связали Андрееву ноги и стянули их с руками за спиной, затем подвесили. После этого один из оперативников подошел к Александру со спины и ударил ладонями по ушам одновременно с двух сторон. Не выдержав мучений, молодой человек подписал признание в совершении кражи. После этого парня отпустили домой».
Отец пострадавшего обратился в правозащитную организацию. Сообщение о преступлении было отправлено следователям прокуратуры, которые вскоре ответили отказом в возбуждении уголовного дела. Вердикт общественники успешно обжаловали в суде Советского района, причем не раз. Но в итоге суд отказал в удовлетворении жалобы, областной суд признал решение законным.
Андреевы получили право обратиться в Европейский суд по правам человека, который ранее вынес свой вердикт. Моральный вред теперь обязано возместить пострадавшему в течение трех месяцев государство.
Дмитрий Старостенко.