4-ого июля на государственном предприятии «Аэропорт Орск» открывается учебно-тренировочная база Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. Теперь в Орске будут покорять небо десятки будущих асов.
После развала СССР гражданская авиация и авиастроение России испытали мощный удар и резко пошли на спад. Союз занимал не менее 40% авиарынка всего мира. Прибыль, шедшая от продажи и эксплуатации продукции гражданского авиастроения, сравнима с прибылью от нефти и газа. Авиапроизводство создавало сотни тысяч рабочих мест, обеспечивало внутренний рынок.
Начиная с двухтысячных ситуация в авиастроительстве постепенно стала улучшаться. Россия занялась разработкой, внедрением и эксплуатацией гражданских самолётов собственного производства, стали возрождаться программы местного авиасообщения. Орск не исключение в этой системе, улучшения происходят и тут.
Аэропорт в Орске является важнейшей инфраструктурной точкой всего Восточного Оренбуржья. Бывший директор, нынешний мэр Орска, Сергей Сухарев сохранил аэропорт, несмотря на снижение количества рейсов. В СССР полёты из Орска производились в Сочи, Минводы, Москву и другие города бывшей великой Родины. Сейчас остался один рейс в Москву.
В прошлом году Сергея Сухарева на посту директора аэропорта сменил его заместитель Александр Фетинин. Мы встретились с и.о. директора «Аэропорта Орск» в понедельник 28-ого июня.
— Александр Григорьевич, как обстоят дела у аэропорта?
— Дела не самые лёгкие, но и не самые плохие. Мы не берём денег у государства, платим налоги в казну города, обеспечиваем рабочие места. Аэропорт находится на полной самоокупаемости, но в связи с этим похвалиться большими зарплатами для сотрудников не можем. Мы живём скромно, но на свои.
— Аэропорт начинает новую страницу в своей жизни – здесь начнут тренировки студенты-лётчики? Какие возможности открывает создание такой тренировочной базы?
— На базе нашего аэродрома создаётся тренировочная база для студентов Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. Университет имел четыре базы, теперь география баз расширяется и на Орск.
Убедить открыть базу у нас, было не простой задачей. Тут понадобилась поддержка как Виктора Заварзина, так губернатора Юрия Берга. Заварзин договаривался на федеральном уровне, помог решить все вопросы. Он лично привёз ректора Санкт-Петербургского университета вместе с Юрием Бергом к нам на аэродром и убедил их открыть базу. Берг дал добро на то, чтобы базу открыли именно в Орске, а не Оренбурге. Это сознательное решение губернатора, элемент рационального планирования, так как оренбургский аэропорт живёт полноценной жизнью, а нам требуется оживление.
— Кто и сколько будет учиться летать на базе аэропорта? На каких самолётах будут тренироваться студенты?
— Наша гостиница на днях примет 25 студентов. На аэродроме создана тренировочная база для будущих лётчиков. Они будут тренироваться на качественных австрийских самолётах Diamond. Уже перегнали 10 самолётов. С понедельника на взлётной полосе аэродрома будет «карусель» – одни студенты вместе с инструкторами будут садиться, другие взлетать. Будет красиво.
— Как создание тренировочной базы повлияет на финансовое состояние аэропорта?
— Тренировочная база поддержит аэропорт, так как вокруг неё будут созданы новые рабочие места, а это техники, повара, гостиничный персонал. Наша гостиница теперь заполнена. Вуз оплачивает содержание и стоянку самолётов. Мы увеличим налоговые поступления в бюджет города. Возможно, появятся дополнительные статьи доходов, придут ещё студенты, приедет лётная молодёжь.
Моя мечта сделать «Аэропорт Орск» - источником экономического роста города. Нам нужно возрождать свою авиакомпанию и лётный парк. И это ещё один шаг к исполнению моей мечты. База по обслуживанию создаст условия для посадки и стоянки самолётов разного уровня и класса, в том числе и частных машин – к примеру, крупных бизнесменов или частных лиц. Так придёт дополнительное финансирование.
Будущие лётчики будут помнить Орск, как место, где они освоили небо. Это фундамент будущего авиа успеха. Главное то, что теперь молодые ребята, мечтающие покорить небо, будут осуществлять свою мечту у нас в городе. Создание тренировочной базы привлечёт внимание к аэропорту, приведёт финансирование, даст толчок к развитию и исполнению мечты сотен людей о возрождение лётной славы города Орска.
— Вы неоднократно выдвигали идею создания на базе аэропорта Орска аэродрома для дозаправки? Как это возможно?
— Это скорее не идея, а мечта. Но мечты могут осуществляться… В Орске находится НПЗ, производящий авиационный керосин. Льготные поставки и продажа авиакомпаниям такого керосина привлекут авиаперевозчиков для открытия новых рейсов, как по России, так и в Казахстан, Среднюю Азию. Аэропорт Орска выступил бы в проекте дозаправочной станцией. Но эта идея требует решения на федеральном уровне и крупных инфраструктурных изменений. Здесь мы надеемся на поддержку Виктора Заварзина.
— Какие есть ещё возможности у аэропорта для развития?
— Мы аэропорт международного значения, и можем принимать самолёты любого класса. Каждый день осуществляется рейс Москва-Орск-Москва на среднемагистральном комфортабельном самолёте. Пока программа чартерных рейсов в Турцию и Египет приостановлена, но мы открыли новый рейс Орск-Симферополь. Стоимость от 5 тыс. руб. и выше.
Мы планируем открыть рейсы в Сочи и Санкт-Петербург. Спрос на такие полёты есть. Также мы готовы опять принимать транспортники типа «Руслан», доставлявшие через наш аэропорт составные части для запуска спутников с Ясного.
Важной статьей нашего бюджета остаётся региональное сообщение. Начиная ещё с 2014-ого, программа местных перевозок соединяет несколько восточных районов области с Орском и Оренбургом. Рейсы выполняет авиакомпания «Оренбуржье» силами двух самолётов Ан-2 и чешского L-410. Это программа позволяет жителям Оренбуржья быстро и по низкой цене (от 300 до 800 руб.) попасть или в Орск, или столицу области по своим нуждам: встретиться с родственниками, обратиться за лечением, сделать покупки. Билеты недорогие и способны конкурировать с любыми автоперевозками, так как авиакомпания дотируется государством. Это и есть «самолёт по цене такси».
Василий Аблязимов.