В администрации провели совещание по важной теме, которая взбудоражила весь город — повышение тарифов на проезд в маршрутных автобусах. Напомним, с сегодняшнего дня он составляет 20 рублей с 05:00 до 20:00 и 25 рублей 20:00 до 24:00. Новая стоимость напрямую зависит от подорожания газомоторного топлива, произошедшего на днях. В обсуждении приняли участие руководители «Орскавтотранса» и «Орскгортранса», перевозчики, представители АЗС и депутаты. Обо всем по порядку.
Что такое тариф
ФЗ № 220 устанавливает 2 вида пассажирских перевозок: по регулируемым и нерегулируемым тарифам. Размер стоимости пассажироперевозки по регулируемым тарифам устанавливает муниципалитет. На нерегулируемые же тариф выбирает сам перевозчик. Закон позволяет ему не обосновывать причину той или иной стоимости проезда. Все маршрутные ГАЗели в Орске являются «частниками».
«Орскавтотранс»
На сегодняшний день «Орскавтотранс» является единственным муниципальным предприятием восточного Оренбуржья, которое объединило всех частных перевозчиков и работает согласно всем необходимым требованиям: у каждой машины есть лицензия, свидетельство на маршрут, карта маршрута.
На балансе — 450 ГАЗелей (это на 200 единиц меньше по сравнению с прошлым годом). 80 % населения перевозит именно «Орскавтотранс». Каждая маршрутка в среднем — по 200 человек в день.
Зарплата маршрутчика
На топливо уходит примерно 30% дохода предпринимателя. Расход в день в среднем — 80 литров.
При старых ценах на сырье в день:
Доход с маршрутки — 17 рублей x 200 человек = 3400 рублей;
Топливо — 1200 рублей;
План — 1200 рублей;
Расходы — диспетчер (60 руб.), медик (35 руб.), ответственные за выпуск и организацию перевозок (150 руб.);
З/п — 3400-(1200+1200+60+35+150) = 755 рублей.
С учетом новых цен на топливо газелисту нужно заправиться на 1600 рублей, а это значит, что его з/п уменьшается до 355 рублей в день.
— В этой ситуации нужно было искать выход, чем перекрыть расходы. Вышли на такую стоимость проезда, — подвел итог Ермек Алкулов, директор ООО «Орскавтотранс».
Из чего рассчитывается план
План обосновывается расходами на каждое авто. Вот некоторые составляющие в год:
ОСАГО —14000 рублей;
Страховка пассажиров — 5700 рублей;
Патент — 14800 рублей;
Страховые взносы — 27360 рублей;
Услуги автостоянки — 18000 рублей;
Медосмотр — 12600 рублей;
ТО и ремонт — 120 000 рублей (база — 10 000 рублей в месяц с учетом лишь расходников: масла и колодки, для примера — одна рессора стоит 1500 рублей);
Капитальный ремонт двигателя — 50 000 рублей;
Газ.оборудование (на 5 лет) — 17 000 рублей (плавающая составляющая);
Исходя из расчетов руководства, на все необходимые расходы в среднем в месяц закладывают сумму в 21 000-22 000 рублей.
Если из дохода (1200 рублей x 22 дня) вычесть расходы, то чистыми остаются лишь 4-5 тысяч рублей.
Так 20 или 25?
Перевозить пассажиров за 17 рублей, особенно в дальние районы города, водители просто отказались. В результате долгих переговоров с перевозчиками, совещаний с администрацией был установлен тариф в 20 рублей. При этом частники настаивали на стоимости в 25 рублей за весь день. Нашли компромисс — 20 рублей с 05:00 до 20:00 и 25 рублей 20:00 до 24:00. Уговорить газелистов так и не удалось.
Как отметили представители транспортных услуг, цифру в 20 рублей Минэкономразвития утвердил еще в прошлом году — Орск просто придержал коней, при том, что себестоимость проезда на маршрутке на сегодняшний день составляет 35 рублей.
Ситуация на рынке
Ермек Алкулов отметил, что сравнивать нас с другими городами просто неверно — там действует понятие «пассажиропоток», и на этот рынок очень трудно попасть, а главное, на него есть спрос, в отличие от Орска.
Редкий случай, когда ГАЗель работает 22 дня в месяц. Практически каждая машина находится на ремонте. За 5 лет приобретались лишь 28 новых единиц автотранспорта. С каждым годом количество выходящих на маршрут машин уменьшается, налицо плачевная тенденция, и неизвестно, что город ожидает дальше.
На муниципальный транспорт тоже поднимут
И все же у людей есть альтернатива — пользоваться муниципальным транспортом. Но и здесь не стоит рассчитывать на радужные перспективы. В дальнейшем повышение коснется и автобусов, и трамваев. На данный момент себестоимость проезда на трамвае составляет 28 рублей, на автобусе — 51 рубль.
Ежедневно в город выходят 32 еденицы транспорта «Орскгортранса» — 15 трамваев и 17 автобусов. Задолженность организации перед бюджетом составляет около 45 млн. рублей. Как заметил начальник муниципального предприятия Анатолий Искрин, стоимость проезда может повыситься на 3 рубля — не более. Но для этого предприятию нужно будет обосновать стоимость и выдвинуть предложение на горсовете.
Почему не согласовали?
За круглым столом отметили, что такой «переворот» нужно делать согласованно, на каждом этапе подготавливая людей. Производитель предупреждает поставщика, поставщик — покупателя.
По словам Любови Евстратьевой, директора АЗС «Фриз», о повышении стоимости топлива представителей её сферы также никто не предупреждал. Тарифы меняют молниеносно — предугадать стоимость просто невозможно. Ситуация на рынке сложилась таким образом, что сейчас сырье в основном уходит за границу. Цены на розницу зависят от цен на опт. Как отмечает Любовь Евстратьева, с начала года стоимость газа поднялась почти в 2 раза. Сейчас за тонну нужно отдать 28,5 – 29 тысяч рублей. На всю область одному оператору можно приобрести 200 тонн, и то с аукциона, что очень проблематично и дорого.
Есть ли выход?
«Орскгортранс» получает от муниципалитета дотацию в размере 78 млн. в год. По мнению депутата горсовета Сагындыка Узакбаева, чтобы иметь спрос с частников, нужно выделять на них средства. Депутат выдвинул предложение разработать закон на уровне области или города, согласно которому будут начисляться дотации «Орскавтотрансу». Раз основной поток пассажиров идет на маршрутки, то это облегчит сложившуюся ситуацию. Однако его мнение никто не разделил.
Первый заместитель главы города Олег Николаенко отметил, что город готов отдать муниципальный транспорт в частные руки и выплачивать часть дотации, но никто на этот шаг не решается.
По его словам, собравшиеся действительно хотят, чтобы горожане ездили за 15-17 рублей, но рынок загоняет всех в определённые рамки. Остается надеяться на платежеспособных граждан, которые смогут вывести ситуацию из тупика. Итог на сегодня: «либо за 20-ть, либо стоим».
P.S.
Почему в таком крупном городе практически весь общественный транспорт отдан в частные руки?
Кто ответственен за развал системы общественного транспорта в Орске?
Что нынешняя городская власть пытается предпринять, чтобы исправить ситуацию?
К сожалению, эти вопросы так никто и не ответил. Вполне возможно, что никто из власть имущих ими и не задавался.
Фото Павла Сагайдака.
Анна Орлова.