Несколько родителей написали заявления в комиссию по делам несовершеннолетних с просьбой направить их детей в Соль-Илецкую спецшколу открытого типа (для мальчиков), поскольку не справляются с их воспитанием. Еще трое родителей высказали такое же пожелание.
Подобного в КДН Советского района не припомнят. Наоборот, специалисты советуют подумать над такой формой перевоспитания, если другие меры не приносят результатов. Речь идет о 12 – 13-летних подростках из семей социального риска, которые отбились от рук и уже успели «проявить» себя.
— Они пропускают занятия в школе, дерутся, поздно приходят домой, совершают мелкие правонарушения, — рассказывает начальник отдела по делам несовершеннолетних администрации Советского района Ляля Сарвардинова. — Двое детей совершили преступления до достижения возраста уголовной ответственности — украли велосипед. Мы обращались в суд, чтобы их направили в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, но суд в удовлетворении ходатайства о помещении их в это учреждение отказал, ограничившись профилактической беседой. Но если этих подростков не поместили в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, то как мы можем ходатайствовать о направлении их в спецшколу открытого типа? Кстати, направляют туда по решению суда.
Как выяснилось, сегодня один подросток из Советского района находится в Соль-Илецкой спецшколе открытого типа. Еще один оттуда вернулся.
— Исправился? — спрашиваю у Сарвардиновой.
— Как сказать... Это не такой быстрый процесс, — отвечает Ляля Садрыевна. — В подобных заведениях занимаются коррекцией поведения. Не скажу, что после этого подростки кардинально исправляются, тем не менее кое-какие сдвиги происходят.
В подтверждение своих слов Сарвардинова рассказала о подростке, который уже успел побывать в спецшколе открытого типа и сегодня учится в одной из школ района.
— Он переговаривается с учителями, дерзит им, навязывает свой «авторитет» ровесникам, но, по крайней мере, ходит на занятия, мотивация к обучению у него есть, — добавляет моя собеседница.
Возвращаясь к заявлениям родителей, которые просят определить своих детей в спецшколу, замечу: еще не факт, что они туда попадут. Это заведение рассчитано на 29 человек, куда поступают дети из всей области по направлению министерства образования.
Занятия там проходят с 1 сентября до конца мая. На летние каникулы детей отпускают домой с возложением обязанностей контроля на специалистов органов и учреждений системы профилактики.
Прежде чем попасть в спецшколу, претендентам предстоит пройти медико-педагогическую комиссию, получить заключение психиатра на предмет того, может ли ребенок учиться по общеобразовательной программе. Предстоит пройти медобследование. Если найдут какое-либо нарушение здоровья, то в спецшколу не направят.
И потом, несмотря на то, что родители просят определить своих непутевых детей в спецшколу, они сами до последнего сомневаются. В комиссии по делам несовершеннолетних мне рассказали, как одна мама трижды обращалась с заявлением по поводу своего сына, но каждый раз забирала, пока тот не стал бросаться на нее с ножом. Тут уж терпение матери кончилось.
Александр Курочкин.