Минувшим летом в МУП «Орскгортранс» пришел новый директор, ранее трудившийся на РЖД. В своем первом для «ОХ» интервью Игорь Колбасин рассказал о том, в каких реалиях существует предприятие, его отношениях с кредиторами и планах развития городского транспорта.
— Как себя чувствует сегодня транспортное хозяйство предприятия?
— В парке 87 трамваев и 54 автобуса, ежедневно на линии работают 35 трамваев и 25 автобусов. Большая часть трамваев сделана в СССР, хотя срок эксплуатации вагона – 20 лет. При этом износ путевого хозяйства составляет порядка 70 процентов. Последний раз в 2013 году частично капитально ремонтировали 3 километра путей, при общей протяженности 78 километров. Сейчас капремонт одного километра пути стоит около 25 миллионов. При этом ежегодно необходимо менять 9 километров путей и 8 контактных сетей, из которых в городе порядка 50 километров требуют замены. Если что-то и делаем сейчас, то в небольших объемах. В конце октября полностью заменили кольцо «ЦМК», его не ремонтировали лет 30, из-за чего последнее время там были сходы вагонов. Сейчас меняем участок на пересечении улиц 9 Января и Третьего Интернационала.
— А что с недавним пополнением трамвайного парка?
— Его обновили за счет 14 бывших в употреблении трамваев из столицы. Шесть из них своими силами отремонтировали, седьмой на подходе. Сейчас обкатываем вагон в ночное время и в середине декабря поставим его на маршрут. Еще три отремонтированных вагона после капитально-восстановительного ремонта прибыли в Орск из Челябинска и сейчас благополучно работают.
— Какой сейчас экономический результат работы предприятия?
— Наши доходы — это 8 миллионов рублей субсидий из городского бюджета, покрывающих разницу между себестоимостью проезда в 25 рублей и ценой билета, и 8 миллионов собственных средств от перевозок, рекламы, других услуг. Расходы: 9 миллионов – фонд оплаты труда, у нас работают 625 человек, 3,5 миллиона – это ежемесячная стоимость электроэнергии, 1,3 – горюче-смазочные материалы, 4 – налоги. Общая сумма уже превышает доходы. За 9 месяцев этого года по сравнению с прошлым выручка в трамваях выросла с 58,9 до 67,2 миллиона рублей, а в автобусах упала с 14,7 до 13,3. Чтобы решить проблемы с долгами, главный из которых за электроэнергию, сейчас изыскиваем возможности снижения издержек и повышения доходов. В декабре установим в некоторых систему видеонаблюдения для безопасности и ответственности водителей в части взыскания выручки в полном объеме. Также будем реализовывать эффективные схемы движения. +
— И повышать тариф?
— Тариф не менялся с 2013 года. Поэтому на следующий год планируем его изменить. Нужны хоть какие-то средства на развитие. Да и заработная плата работников «Орскгортранса», и без того низкая, не индексировалась несколько лет.
— Как Вы оцениваете вероятность того, что в Орске исчезнет трамвайное движение? Как, например, в Дзержинске, городе с таким же числом жителей, как у нас.
— Мы планово-убыточное предприятие, нигде в России и в мире пассажирский транспорт с льготными ценами проезда не является рентабельным, так что без поддержки города трамвай встанет уже через месяц. Если это произойдет, Орск полностью лишит горожан внутригородской мобильности.
Справка «ОХ»
За 2016 год орский трамвай перевез 6,5 миллиона пассажиров, а городской автобус – более миллиона.