Орчанин столкнулся с проблемой международного характера. Дело в том, что экономический суд Белоруссии призвал Станислава Акучукова к субсидиарной ответственности (см. Для справки ниже). Версия такова: молодой человек из российского города Орска с июня 2014 года по декабрь 2015 года являлся якобы руководителем некой организации в Белоруссии в Минске. По материалам дела, фирма не отчитывалась о финансовых процессах, в итоге компанию признали банкротом.
Итог всех этих судебных разбирательств: белорусский суд без участия в деле Станислава определил молодому человеку выплатить 309 194 белорусских рубля. По словам парня, он никогда не был в Белоруссии и уж тем более не являлся руководителем компании. Кроме того, в указанный период молодой человек работал в орской компании.
Сумма 309 194 белорусских рубля на момент получения Станиславом документа была равна примерно 1000 российских рублей. Орчанин признаётся: тогда он даже не придал значения пришедшему письму и уж тем более такой сумме.
Однако через несколько месяцев после вынесения определения судом в Белоруссии произошла деноминация. И теперь орчанин должен выплатить больше 9 млн российских рублей.
Станислав отмечает: письма из Белоруссии с призывом приехать на суд он получал, но первое такое сообщение проигнорировал, так как решил, что это какая-то ошибка. Как только письмо пришло повторно, орчанин обратился к адвокату. Было составлено встречное возражение, молодой человек прикрепил к нему справки с работы. Также в деле фигурирует документ, который якобы подписал сам лично Станислав. По словам парня, он этого не делал, поэтому молодой человек обратился в органы Белоруссии с просьбой провести проверку по факту подделки его подписи. Однако в этом Станиславу отказали, предоставленные доказательства решение суда не изменили.
Орчанин под руководством своего адвокат направлял в Белорусский суд огромное количество писем, но результатов это не принесло. Также молодой человек обращался в российский следственный комитет, в прокуратуру, советовался с юристами, писал в приёмную президент России, но всё тщетно.
Обжаловать решение суда пока тоже не выходит: для этого по законам Белоруссии орчанину придётся выплатить 40% иска, а это больше 3,5 миллионов рублей. Станислав отмечает, что свои документы он никогда не терял.
Сейчас в связи с решением суда у молодого человека множество проблем: ему пришлось закрыть все счета, выезд заграницу запрещен, периодически его навещают судебные приставы. Ситуация непростая, и за помощью мы обратились в представительство министерства иностранных дел России в Оренбурге. Там нам пообещали помочь разобраться или, если же это не в их компетенции, то в МИДе хотя бы дадут рекомендации, как можно решить проблему. Мы будем следить за развитием этой ситуации.
Для справки
Субсидиарная ответственность (от лат. subsidiarus — резервный, вспомогательный) — 1) право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его внести; 2) дополнительная ответственность, возлагаемая, например, на членов полного товарищества, в условиях, когда основной ответчик не способен оплатить долг. (Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. «Современный экономический словарь» (ИНФРА-М, 2006) ).
В российском гражданском праве, субсидиарная ответственность является дополнительной по отношению к ответственности, которую несет перед потерпевшим основной правонарушитель. Она призвана дополнить его ответственность, усиливая защиту интересов потерпевшего. При этом лицо, несущее такую дополнительную ответственность, совсем не обязательно является сопричинителем имущественного вреда, нанесенного потерпевшему, а во многих случаях вообще не совершает каких-либо правонарушений (например, поручитель, субсидиарно отвечающий за должника в случаях, предусмотренных ст. 363 ГК). Здесь проявляется компенсаторная направленность гражданско-правовой ответственности, определяющая её специфику. (Гражданское право: В 4 т. Том 1: Общая часть: Учебник (издание третье, переработанное и дополненное) / под ред. Е. А. Суханова (Волтерс Клувер, 2008)).