Жители села Ащебутак стучатся во все инстанции, устраивают митинги и пишут петиции: дело в том, что рядом с их населенным пунктом собираются строить медно-цинковый карьер. Об этом люди узнали примерно два года назад — именно тогда началось бурение скважин.
Мнение местных жителей
На сегодняшний день буквально в нескольких десятках метров от жилых домов располагаются скважины. Местные жители предполагают, что самые крайние из них обозначают границы будущего карьера.
Добыча полезных ископаемых будет вестись открытым способом, рассказали нам люди. Это значит, что на карьере постоянно будет работать крупная техника и проводиться взрывные работы.
Местные жители выступают против появления карьера, опасаясь сразу нескольких последствий. По их словам, уровень грунтовых вод может понизиться, из-за этого село останется без необходимого ресурса. Также люди предполагают, что от работы предприятия появится огромное количество пыли, что повлияет на их здоровье. Кроме этого — постоянный шум, нанесение вреда местной природе, порча дорог от гружённых машин и многие другие факторы.
Местные жители уже выходили на митинг, обращались в местную и районную администрации с просьбой не разрешать рыть карьер. Даже была организована встреча с участием представителей правительства области. Но, по словам жителей Ащебутака, их так никто и не услышал.
Как должно быть?
Стоит ли опасаться жителям села Ащебутак появления карьера и какую опасность он может нести — эти вопросы мы обсудили с кандидатом биологических наук, преподавателем специальных дисциплин Орского нефтяного техникума Оксаной Бирюковой. В первую очередь она пояснила, что любое производство считается экологически опасным до тех пор, пока не будет доказано противоположное.
Предприятие, собирающееся на карьере добывать руду, тем более открытым способом, должно было пройти экологические изыскания. Это значит, что компании необходимо обратиться к специалистам, которые изучают местность, где появится карьер. Учитывается и направление ветра, и уровень залегания грунтовых вод, различные тектонические и все сопутствующие процессы.
Отметим, что нам стало известно, что такое изыскание проводят специальные компании. Примерная плата за такую услугу — от 100 000 до 700 000 рублей.
После прохождения этой процедуры заказчик обращается в Министерство природных ресурсов за проведением государственной экологической экспертизы. В её рамках на уровне проекта проверяется, будет ли безопасным производство. Если результат положительный, то проводить работы разрешается, если нет — то либо дают возможность исправить ошибки и потом снова проверяют, либо вовсе отказывают.
Отметим, что если люди попросят результаты государственной экологической экспертизы, то им, скорее всего, откажут. В этом случае в России разрешено проведение общественной экологической экспертизы. Для этого жителям Ащебутака необходимо обратиться в местную администрацию, а та должна будет связаться с Министерством природных ресурсов. При проведении этой экспертизы разрешается присутствовать нескольким представителям от посёлка, а также ознакомиться с результатами этой экспертизы. Однако если объект — коммерческая или государственная тайна, то в проведении этого «народного» мероприятия могут отказать. И еще: к сожалению, общественная экспертиза проводится только для информирования людей, и не имеет никакого влияния.
В документах должны быть предусмотрены все меры экологической безопасности. В проекте также обязательно должно быть прописано, как будет проводиться охрана окружающей среды.
Мнение экспертов
Кандидат биологических наук Оксана Бирюкова рассказала, что так как речь идёт о добыче, то ставить очистные сооружения нет смысла. Единственное, что в данном случае поможет уберечь здоровье местных жителей — это организация санитарно-защитной зоны. Санитарно-защитная зона — это территория от границы добычи до первого жилого дома. В России она составляет территорию от 50 до 1000 метров. В идеале её должны засадить древесными растениями. Причем такими, которые максимально удерживали бы пыль.
Эксперт также объяснила, что в любом случае на окружающую среду предприятие будет воздействовать. Но вот чтобы определить уровень этого воздействия, нужно смотреть конкретные документы. Так, например, если уровень грунтовых вод близок к карьеру — это плохо. Если всё верно рассчитано, то такого быть не должно. Но узнать это мы можем, только проверив документы.
Также необходимо знать, что при добыче руды на здоровье местных жителей могут повлиять и другие вещества, содержащиеся в почве.
Для того, чтобы выяснить, соблюдаются ли все те правила, о которых говорила Оксана Бирюкова, мы связались с орской организацией ЗАО «ОРМЕТ». Именно она, по словам местных жителей, и строит карьер. Кстати, на сайте компании написано, что в настоящее время она планирует подготовить к разработке новые месторождения медно-цинковых руд на Западно-Ащебутакском участке и Акжарской площади. «Необходимые лицензии получены в марте 2012 года».
ЗАО «ОРМЕТ» — это дочернее предприятие крупной компании ЗАО «Группа «Русская медная компания». Все наши вопросы приняли в пресс-службе и пообещали на них ответить в ближайшее время. А пока мы ждем комментарии, жители села Ащебутак продолжают бороться за свои права. Люди заверяют, что если их не услышат, то они «возьмутся за вилы».