В 2018 году для многих предприятий Орска настали не лучшие времена.
МК «ОРМЕТО-ЮУМЗ»
История кризиса Южно-Уральского машиностроительного завода официально началась весной 2018 года. Сначала работников отправили в простой буквально на неделю. Руководство завода тогда прокомментировало это следующим образом:
…Подобная практика длительных майских перерывов в работе уже давно существует на ряде крупных предприятий России. Данные меры позволяют обеспечить рациональное потребление энергоресурсов и увеличить экономическую эффективность работы предприятия.
Свои рабочие места работники структурных подразделений ЮУМЗа покинули до 13 мая включительно. К выполнению своих профессиональных обязанностей они приступят уже 14 мая 2018 года. Далее завод будет работать в штатном режиме…
Однако ситуация продолжила ухудшаться. В редакцию посыпались звонки от сотрудников. Орчане рассказывали, что им задерживают зарплату. После последовало много разговоров о реабилитации предприятия. В город несколько раз приезжал губернатор и, собрав вокруг себя первые лица города и руководство предприятия, вел разговоры о том, как нужен ЮУМЗ Орску.
Но беседы плодов не принесли и завод вновь ушел в простой, за ним последовали сокращения, задержки заработной платы, отключение отопления и еще несколько простоев. Тем временем, семьи сотрудников были вынуждены как-то существовать без денег, а цеха начали постепенно сдавать на металл.
История про ЮУМЗ вышла за пределы области. Про завод написали в британской газете «Financial Times», материал нашей редакции опубликовали в паблике «Усы Пескова».
Заводчанам предстоит вернуться на рабочие места после окончания очередного простоя — 9 января.
Активисты завода организовали митинг. Он состоялся 21 декабря. Там стало известно, что цеха продолжают пилисть на куски.
Сергей Ключников, сотрудник АО «ОРМЕТО-ЮУМЗ»Я не планировал выступать, но дирекция завода вынудила. Вышло решение вывезти на отвал 80 вагонов и там их порезать. Вы сами понимаете, что это значит для завода. Не на чем будет возить продукцию между цехами. А нас убеждают, что они там заботятся о чем-то.Вон, в прошлом году заводчанина посадили за то, что он с завода металл воровал. Почему дирекцию за это никто не накажет? Завод разворовывают!В 16-м цехе перед остановкой завода вагонов 10 металлолома поставили. Пока завод стоял все куда-то испарилось. Сейчас с 20-го цеха режут и вывозят все. Добрались до 31-го цеха, 80% вагонов порежут.
ТМК «Орские заводы»
Работники орского завода холодильников обратились за помощью к губернатору Оренбургской области Юрию Бергу в августе. В своем письме заводчане писали, что руководство ООО «ТПК «Орские заводы» намеренно ведет предприятие к банкротству. В связи с этим 80% рабочих отправлено на простой, а к февралю 2019 года численность персонала планируют снизить до 30 человек.
Губернатор приехал в город, встретился с руководством завода. «Я за сохранение марки холодильника» — сказал Юрий Берг. Кроме того, губернатор дал поручение извещения о сокращении пока не вручать.
Однако, по-видимому, разрешить непростую ситуацию на «ТПК «Орские заводы» так и не получилось.
В октябре в редакцию Orsk.ru поступила информация о сокращениях в ТПК «Орские заводы». 20 работников получили уведомления о сокращении, 5 — уволились по соглашению сторон, а также в ближайшее время, по нашим данным, уведомления получат ещё 69 человек.
Мы связались с начальником отдела по работе с персоналом предпритятия Ириной Абайдулловой и попросили прокомментировать данную информацию. Ирина Владимировна рассказала, что на ТПК «Орские заводы» ежемесячно сокращают до 50-ти человек. На февраль 2019 года, согласно планам, должны сократить до 200 человек. Это связано с тем, что дальнейшее производство холодильников не планируется.
В декабре с нами связались сотруднкии предприятия и рассказали, что их извещают о ликвидации предприятия.
Позже завод вновь посетил Юрий Берг с представителями Внешэкономбанка. Гости отметили, что здесь имеется хорошая техническая база, огромные помещения. Однако «Внешэкономбанк» обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с иском о признании предприятия банкротом. Сумма исковых требований составляет почти 1 миллиард рублей. Ранее шла речь о том, чтобы разместить на территории завода технопарк. Но губернатором было принято решение продолжить производство холодильников.
«Хлебопродукт ДМВ»
В редакцию Orsk.ru поступают сообщения от орчан о том, что ЗАО «Хлебопродукт ДМВ» закрывается. Ситуацию прокомментировал генеральный директор ЗАО «Хлебопродукт ДМВ» Михаил Ворожейкин:
Михаил Ворожейкин, генеральный директор ЗАО «Хлебопродукт ДМВ»На сайте Orsk.ru вышел материал о том, что в фирме «ДМВ» идут сокращения. Первое — слова «сокращение» у нас в фирме нет. Написано — «всех сократили». У нас же увольняются люди из-за низкой зарплаты, из-за того, что нашу продукцию город Орск совсем не потребляет. Второе — говорится, что мы не выплачиваем своевременно зарплату. Фирме 27 лет, ни на один день зарплата никогда не была задержана. Это единственная в Орске организация, которая постоянно вовремя выплачивает зарплату. И третье — сократили, написано, 200 человек. Это абсолютная ложь. На фирме работают 115 человек.
По поводу зарплаты Михаил Ворожейкин пояснил, что деньги за июль получили все сотрудники. Они выдаются 15 числа следующего после отработанного месяца, так что за август 15 сентября также все работники получат средства.
Михаил Ворожейкин, генеральный директор ЗАО «Хлебопродукт ДМВ»На сегодняшний день «Магнит» и «Пятерочка» урезали настолько объемы продаж, что появились трудности с выплатой заработной платы. Я, как генеральный директор, сотрудникам объявил о том, что или мы закрываемся, или в октябре у нас будут проблемы с заработной платой за сентябрь. Или мы закупим сырье в сентябре и не выплатим зарплату за сентябрь в октябре, или я оставлю деньги на зарплату в октябре, чтобы им заплатить, но не докупим сырье, и мы остановимся. Люди это услышали и стали подавать заявления об увольнении. На сегодняшний день половина людей подали заявление на увольнение. Половина еще работает», — рассказал генеральный директор по поводу ухода большого количество людей с предприятия.
Однако банкротство — процедура не быстрая.
Спустя пол года на завод с рабочим визитом прибыл губернатор области Юрий Берг. Вместе с первым заместителем председателя Внешэкономбанка Михаилом Кузовлевым, главой города Андрем Одинцовым, представителями администрации. Они осмотрели цеха, оценили техническую базу и задали вопросы руководству по поводу производства. Как рассказал Сергей Марков, исполнительный директор завода, на данный момент на производстве трудится 348 человек, долгов по зарплате нет. Однако для того, чтобы начать работать на полную мощность, нужен инвестор.
Орский завод ЭМИ
Сотрудники орского завода ЭМИ утверждали, что предприятие переходит на 3-дневную рабочую неделю. Заводчане, обратившиеся в редакцию Orsk.ru также говорят, что им задерживают заработную плату.
С нами связался региональный представитель предприятия в Сибирском федеральном округе и рассказал о временных трудностях. Связаны они с текущим положением дел в экономике. Так, с финансовыми проблемами сталкиваются покупатели продукции завода.
По словам Владислава Богданова, руководство завода старается не допускать задержки зарплаты. Средства за октябрь на тот момент были выплачены, а деньги за ноябрь планировали выдать до Нового года.
МУП «Орскгортранс»
Трамвай — символ Орска. Однако вагоны сильно изношены. Такая информация содержалась в отчёте городского управления по транспорту, связи и организации дорожного движения в январе 2018 года. Тем не менее, субсидии «Орскгортрансу» тогда планировалось уменьшить. Несмотря на все попытки «вдохнуть жизнь» в МУП, попытки провалились. В частности, в вагонах пытались сделать возможным расчет за проезд банковской картой, в некоторых повесили электронное табло, камеры наблюдения, а в 013 вагоне установили Wi-fi. Правда, работал он в тестовом режиме с перебоями.
Позже стало известно о долгах МУПа. Орский трамвайный и автобусный парк задолжал энергетикам 30 миллионов 939 тысяч рублей. «ЭнергосбыТ Плюс» направил МУП «Орскгортранс» предупреждение об ограничении за долги по электроэнергии. Позже две организации договорились, но ситуация продолжила ухудшаться.
Стоимость проезда увеличилась, с трамвайки уволили 100 человек.
Ближе к Новому году сотрудники «Орскгортранса» вновь обратилисьв редакцию — им задержали зарплату. Деньги за ноябрь сотрудникам трамвайного управления в «Орскгортрансе» пообещали выплатить до 29 декабря 2018 года. Кроме того, в трамваях снизился пассажиропоток.