Вскоре после выхода моих заметок о пагубной роли министра здравоохранения области Н.Н. Комарова в здравоохранении Оренбуржья («Южный Урал», 17 декабря 2008 г.) в одной из областных газет появилась статья Т. Юлаевой про ее больничные мытарства. Автор задает риторический вопрос: зачем нужен национальный проект в здравоохранении, если в больницах нашей области пациенты могут рассчитывать лишь на железные койки с прогнутыми сетками, анальгин без димедрола и тому подобное? Все правильно и проблема, которую затронула Т. Юлаева, волнует не только пациентов, но и самих медиков. Почему такое происходит? Нужно ли покупать дорогостоящее медицинское оборудование? «Перекос» в сторону закупок дорогостоящего оборудования, который наблюдается в последние годы, объясняется стремлением чиновников сконцентрировать в своих руках огромные финансовые средства. Ни для кого уже не секрет, что «откат» обычно получает тот, от кого зависит выбор фирмы-поставщика медоборудования и другого товара. А с больничных кроватей, суден и прочей мелочевки много не возьмешь. Высокотехнологичное оборудование, безусловно, нужно, но при этом следует помнить, что если в нем нуждаются тысячи пациентов, то нормальные больничные условия необходимы миллионам. Должны быть разумные пропорции в распределении финансов, но в этом, скорее всего, не заинтересованы «околомедицинские» чиновники.
Наряду с национальным проектом «Здоровье» у нас в Оренбургской области действуют региональные целевые медицинские программы, в том числе по закупке медоборудования. Н.Н. Комаров любит ставить себе в заслугу, что при нем выделяется больше денег на областные медицинские целевые программы. При этом умалчивается, что финансирование этих целевых программ происходит за счет смет медучреждений, то есть в ущерб многим статьям этих смет. От целевых программ была бы польза в двух случаях. Во-первых, если бы это были дополнительные деньги к бюджету учреждений, задействованных в программе. Во-вторых, если бы программы решали межведомственные задачи. Ничего этого нет и в помине. Целевые программы нужны министерству здравоохранения области, чтобы распределение очень больших финансовых средств зависело от руководства министерства.
Как же Н.Н. Комаров распоряжается деньгами целевых программ, то есть деньгами областного бюджета? Приведу факты. 15 июля 2008 г. состоялся конкурс на право заключения государственного контракта на поставку для ГУЗ «Оренбургская областная клиническая больница» магнитно-резонансного томографа (МРТ). На торги в «Оренбургснабсбыт» подали документы четыре фирмы-поставщика: две фирмы предлагали МРТ производства «Сименс» по цене 87 млн. 885 тыс. рублей и 115 млн. рублей и два поставщика предлагали МРТ производства «Тошиба» по цене 147 млн. 500 тыс. рублей и 144 млн. 950 тыс. рублей. Сам главный врач больницы, куда предполагалось закупить МРТ, считал (и сейчас считает), что больницу устроил бы аппарат фирмы «Сименс» по цене 87 млн. 885 тыс. рублей, тем более что он соответствовал техническому заданию заявленного оборудования. Торги были проведены в период отпуска главного врача больницы. Выиграла фирма-поставщик ООО «Медицинские технологии» (Москва) с МРТ «Тошиба» по цене 144 млн. 950 тыс. рублей. Я уверен, что если бы была создана комиссия из независимых экспертов, то она выбрала бы аппарат «Сименс». Обычный здравый смысл подсказывает, что необходимо было принимать решение в пользу здравоохранения области и сохранить для него свыше 57 млн. рублей. Тем более, что МРТ фирмы «Сименс» и «Тошиба» по своим эксплуатационно-техническим характеристикам практически одинаковы. Минздрав области не только без убедительных оснований выбрал МРТ более дорогой фирмы, но и согласился с завышенной ценой этой модели МРТ. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть в интернете среднюю рыночную цену МРТ производства «Тошиба» (меньше 100 млн. рублей вместо 144 млн. 950 тыс. рублей).
Насколько я знаю, аванс за аппарат в размере несколько десятков миллионов рублей с завидной прытью уже перечислен в Московскую фирму. А вы говорите – финансовый кризис. Так в Оренбургской области выполняется Федеральный закон № 94-ФЗ от 21.07.2005 г., регламентирующий требования к государственным закупкам. Представьте, сколько на 57 млн. рублей можно было приобрести для больниц и новых современных кроватей, и прочего необходимого оборудования, и бинтов, и лекарств. Я описал только одну сделку, а ведь подобных сделок было очень много. При необходимости готов привести соответствующие факты. Когда организовывался «Оренбургснабсбыт», одним из аргументов в пользу его создания был следующий: пресечь закупки оборудования руководителями предприятий и организаций по завышенным ценам. Между тем, в описанной мною ситуации с аппаратом МРТ ни один главный врач не согласился бы с таким наглым завышением цены и необоснованным выбором более дорогой модели аппарата. Утверждаю, что министерство здравоохранения Оренбургской области часто закупает медицинское оборудование по цене намного выше (на 35-60%), чем поставлялось точно такое же оборудование в рамках федеральной целевой программы «Здоровье». Соответствующими фактами я располагаю.
Сотрудники ревизионного отдела министерства здравоохранения области любят пугать главных врачей, что будут подавать на них документы в прокуратуру, если обнаружат факт нецелевого расходования средств даже в размере 5 тысяч рублей. Причем распространяют эту угрозу даже на средства со спецсчета, где находятся деньги, заработанные больницей (благотворительная помощь, доход от сдачи в аренду помещений, средства от платных услуг). Кстати, именно при Н.Н. Комарове главных врачей лишили права самостоятельно распоряжаться средствами спецсчета больницы. Так вот, в 2008 г. аудиторы Счетной палаты Оренбургской области выявили факт нецелевого использования Н.Н. Комаровым средств в размере 602,7 тыс. рублей, предназначенных для централизованной закупки медицинского оборудования и медикаментов. Эти деньги были потрачены Николаем Николаевичем на приобретение для себя служебного автомобиля (отчет Счетной палаты № 33-17/5 от 22.01.2008 г.). Данный факт нецелевого расходования Н.Н. Комаровым бюджетных средств подтвердила и Коллегия Счетной палаты. Однако Н.Н. Комаров и в этот раз отделался «легким испугом».
Теперь поговорим еще об одной рукотворной проблеме, сотворенной Н.Н. Комаровым. Проблему можно назвать «лицензирование и сертификация». Министр сознательно запутал всех в вопросах и лицензирования, и сертификации . Недаром в народе говорят, что «в мутной воде легче ловить рыбку». Сейчас лицензирование государственных учреждений здравоохранения (ГУЗ) проводит Управление Росздравнадзора по Оренбургской области. Это федеральная структура. Лицензированием муниципальных учреждений здравоохранения (МУЗ) занимается созданное при минздраве области в 2007 г. Управление лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (далее «Управление лицензирования»), в составе которого аж 25 ставок (то есть почти столько, сколько было во всем облздравотделе в 80-х годах). Несмотря на создание Управления лицензирования, Н.Н. Комаров сумел сохранить так называемый «Центр лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности» (далее «Центр лицензирования»), в котором еще 18 ставок. Между тем этот Центр лицензирования по современным федеральным нормам лишен права лицензировать медучреждения, но его название было сохранено, именно для того, чтобы вводить в заблуждение медработников.
Возглавляет ГУЗ «Центр лицензирования» директор – Надежда Ивановна Толокнянник, а Управлением лицензирования минздрава области руководит Марина Александровна Толокнянник – дочь Н.И. Толокнянник. В Центре трудится зять Надежды Ивановны (муж Марины Александровны Толокнянник). Кроме того, Н.Н. Комаров устроил свою жену С.Е. Комарову на место заместителя директора Центра лицензирования. Для этого была введена еще одна, вторая ставка заместителя директора. Сейчас из 18 ставок Центра 3 приходятся на директора и двух заместителей. Обе Толокнянник составляют «ближний круг» Н.Н. Комарова. Они во главе с Н.Н. Комаровым «вершат судьбами» лицензируемых медучреждений. В этом деле творится произвол. Недостатки, как известно, можно найти в любом медицинском учреждении. Достаточно сказать, что на одну взрослую койку в больнице положено иметь по 7 кв. м. площади, но эта норма не соблюдается ни в одном стационаре Оренбургской области. Только по данному критерию, если встать «на букву закона», ни одна больница области не получила бы лицензии. Добавьте к этому требования Роспотребнадзора и прочих проверяющих структур. Однако оказывать медицинскую помощь населению области кому-то надо. Поэтому лицензии дают рано или поздно практически всем, но «количество» истраченных главным врачом нервов, времени и денег зависит от его отношений с Н.Н. Комаровым. Хорошая «дубинка» для главных врачей, чтобы они были послушнее. Но и это не все. Н.Н. Комаров не подписывает приказ, разрешающий больнице оказывать платные услуги, даже при наличии у данного медучреждения лицензии. Для издания такого приказа Н.Н. Комаров ввел обязательное условие: получение в Центре лицензирования сертификата. Для обоснования такого условия руководство министерства здравоохранения области ссылается на постановление Госкомитета по стандартизации и метрологии РФ № 26 от 10.05.2000 г. и постановление Правительства РФ № 27 от 13.01.1996 года. При этом Н.Н. Комаров сознательно игнорирует тот факт, что указанные документы устарели в части требований сертификации медицинских учреждений. До 2006 года сертификат назывался «сертификат аккредитации», а аккредитация медучреждений отменена Федеральным Законом № 258-ФЗ от 29.12.2006 года. В большинстве регионов России сертификация вообще не проводится и разрешение медучреждениям на оказание ими платных услуг выдаются на основании наличия у данного учреждения лицензии. Действительно, ведь лицензия сама по себе дает право оказывать медицинские услуги. Поставив главных врачей своим условием в безвыходное положение, Н.Н. Комаров сделал процесс сертификации МУЗ платным, причем были установлены «грабительские» расценки на эту «услугу». За получение сертификата больница должна заплатить Центру лицензирования из муниципального бюджета здравоохранения около семисот тысяч рублей! По сути дела описанная схема является ни чем иным, как «чиновничьим рэкетом». Причем в конечном счете страдают больные, поскольку «вымогаются» и отбираются деньги, предназначенные на охрану здоровья населения. Я еще могу понять, почему этими поборами открыто не возмущаются главные врачи – запуганы. Но вот почему молчат главы муниципальных образований?
За счет платной сертификации Н.Н. Комаров со своим «ближним кругом» изъял из муниципальных бюджетов здравоохранения за 2007-2008 годы более 20 миллионов рублей! В чьи карманы ушли эти деньги? Привлекаемые к процессу сертификации внешние эксперты получают мизерную часть этих денег (около одной тысячи рублей за один акт). Я обращался 11.01.09 г. с депутатским письмом к Н.И. Толокнянник с просьбой подтвердить или опровергнуть факты получения денег сотрудниками министерства здравоохранения области из средств, полученных Центром лицензирования за платную сертификацию. Ответа до сих пор не получил.
Официальное объяснение Н.Н. Комарова в пользу сохранения Центра лицензирования – необходимость консультаций главных врачей при оформлении документов на лицензирование, хотя эту работу вполне могли бы выполнять 2-3 сотрудника Управления лицензирования минздрава. По мнению многих специалистов, вместо 43 ставок Управления лицензирования и Центра лицензирования можно было бы иметь 10-12 ставок в рамках Управления лицензирования. Сейчас же выплачиваются миллионы рублей из областного бюджета и на содержание сотрудников этих двух структур, и на оплату аренды для них помещений. Причем в одной из структур штаты раздуты, а вторую (Центр лицензирования) многие считают лишней, «паразитической» организацией. Нетрудно рассчитать, что Н.Н. Комаровым и по этому направлению нанесен многомиллионный убыток консолидированному бюджету области.
Изложенные мною в данной статье факты о методах работы министра Н.Н. Комарова, наносящих вред здравоохранению области, не исчерпывают того материала, которым я располагаю. При необходимости эту тему можно продолжить.
В заключение хочу поблагодарить своих избирателей за помощь в сборе и проверке фактов и материалов. Также благодарю за поддержку всех, кто счел необходимым выразить свою солидарность с моей позицией, изложенной в предыдущей статье («Южный Урал» от 17 декабря 2008 г.). Это укрепляет веру в то, что справедливость восторжествует.
Депутат Законодательного Собрания Оренбургской области,
заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор
В. Сазыкин
Источник: ««Комсомольская Правда» - Оренбург»