Краевед Наталья Торопцева в своём блоге toropceva.com разместила статью, посвященную истории орского театра: о том, что постановки сначала были в Старом городе, о том, что давали в первой половине XX века, о том, как актёры перевозили ветер и волны с места на место. Но есть в ней один небольшой поучительный эпизод, который не имеет отношение к масскульту. Ознакомимся с этим замечательным материалом почти целиком.
Театр в Старом городе.
В Орске временем возникновения храма Мельпомены принято считать 1937 год.Но и до этого в городе были попытки организовать театр. Так, например, я уже писала однажды, что в доме купца Нигматуллина на втором этаже здания ставили пьесы М. Файзи. Именно здесь на орской земле впервые зрители увидели пьесу татарского поэта «Галиябану».

Дом купца Нигматуллина, год постройки 1904
До того, как в нашем городе появился театр «Октябрьской революции», земляков своими постановками иногда баловал областной театр. Вот, например, в 1936 году областная пресса писала о том, что 15 мая закончился зимний сезон оренбургского драматического театра, до закрытия сыграна пьеса «Ромео и Джульетта». При этом указано, что на летний сезон театр выедет в город Орск.
Фамилии актеров, режиссеров и других работников.
Стационарный театр, как я уже писала, появился в нашем городе в 1937 году. Кто они, первые актеры нашего театра? Какие пьесы ставили на сцене? Чем жили? Сегодня я об этом поведаю моему читателю. Из статьи в «Чкаловской коммуне» за 1940 год мы узнаем, что среди подающих надежды молодых артистов в труппе состояли Фомичева, Сорокин, Киреев, Митрофанов, Г. Журина. Художественным руководителем храма искусств в то время был тов. Левандовский. Были поставлены пьесы Н. Задонского «День рождения», «Мой сын» Гергеля и Литовского, «Светит да не греет» по мотивам пьесы Островского*. Автор статьи В. Кудимов недоумевает, почему в качестве постановки выбрана пьеса Задонского, которая никак не отвечает требованиям современности, в ней неглубокий идейный смысл, слабая словесная ткань, бесхарактерные персонажи, сделанные на одну колодку… По мнению автора, актриса Г. Журина, исполняющая роль Анны Ковач в пьесе «Мой сын», очень добросовестно ведет роль, но она играет «от себя», «вне образа»… Кудимов говорит, что нет настоящей учебы молодых артистов. К способным членам труппы он относит Фомичеву и Сорокина. Представляю вам их фотографии в пьесе «Светит да не греет».

Оля-артистка Фомичева, Робачев- артист Сорокин. Фото В. Перикова
* пьесы в духе соцреализма
Кочевая жизнь орского театра. До переезда.
В книге Любимова «В устье Орь-реки» читаем также о театре. Одна из глав посвящена орскому храму искусств. Автор рассказывает, как однажды, бродя по улицам города, зашел в сквер и очутился возле здания театра. На скамейках сидели актеры и актрисы, они ждали машину, чтобы отправиться на очередной выездной спектакль. Давайте вместе почитаем главу из книги, чтобы проникнуться той обстановкой, которая была перед переездом театра из Старого в Новый город:
«У подъезда театра стояла трехтонка с декорациями. Из кузова выглядывали выкрашенные листы фанеры, свернутое в рулон «синее море», деревянные площадки «гранитной набережной Невы», складные ширмы, лестницы и картонные столбы, выкрашенные под мрамор.— Все? — спросил высокий худощавый мужчина в вышитой украинской рубашке, очевидно, администратор.— Будто все,-несмело ответил молодой человек, по всей видимости, помощник режиссера.— А волны уложили? Что-то я их не вижу.— Антонина Ивановна, тащите волны, да поскорей! — крикнул помощник режиссера суетившейся возле машины пожилой женщине в синей спецовке.- Как же вы это про волны забыли?— В такой запарке не то что волны — мать родную забудешь, — ответила женщина, бутафор и реквизитор по совместительству.-Прислали бы машину вовремя-потихоньку бы и собрались. А то уж спектакль время начинать, а тут только декорации грузим. Все разве сразу запомнишь? Волны-уложи, небоскреб и подавно-без него просто играть невозможно. Ветер- обязательно, как без ветра-то!И вдруг, спохватившись, словно случилась какая-то непоправимая беда, женщина вся сжалась от какого-то охватившего ее страха и робко спросила у помощника режиссера:— Алексей Иванович, ветер вам не попадался на глаза?— Ветер? Нет. А что? Ведь он должен быть у Нины.— Да у какой там Нины!- с сердцем сказала реквизитор и бутафор.-Это она по штату только моим помощником числится. В голове у нее ветер, а не в делах… Опять без ветра поедем. Ох, и достанется же нам от Матвея Павловича, ох, и достанется! Уж какой он у нас человек культурный, вежливый. Он и университет окончил, и консерваторию, и две театральные школы, а мы на такую халтуру идем — без ветра играть будем. В прошлый выездной так без ветра и поехали. Петька наш на губах хотел ветер изобразить, так у него получился не ветер, а плач какой-то…— Вы о чем причитаете? — спросил Антонину Ивановну широкоплечий человек лет сорока, с проседью на висках, должно быть, социальный герой.- Ищете ветра в поле? Вот он, ветер-то! Дураков больше нет. После того, как Петька мне вместо ветра на лужайке детский крик за сценой устроил, я ныне и впредь буду ветер возить с собою в кармане. Вот он, не ищите и не волнуйтесь.И актер показал маленькую, на вид складную игрушку, которая в умелых руках шумовика создает в зрительном зале полную иллюзию ветра.—Слава тебе, Господи! — сказала Антонина Ивановна.-Меня уж от этого ветра и в жар, и в холод бросило.В этом новом городе жизнь актеров пока сложна. Здание театра находится в старом городе, неподалеку от Преображенской горы, а заводы и комбинаты со своими поселками, да и новые кварталы нового города отдалены от театра расстоянием в пять-шесть километров. Зрителю трудно добираться на спектакли. И спектакли сами идут к зрителю. Четыре раза в неделю во все времена года, в любую погоду — в жестокие морозы, сопутствующие свирепыми южноуральскими ветрами, и в непролазную грязь под дождем — кочуют актеры со всем своим театральным багажом по рабочим клубам. Зимой глубокой ночью и летом, когда прозрачное небо начинает обволакиваться предутренней дымкой, строгую тишину пустынных улиц старого Орска нарушают звуки мотора. Это возвращаются с выездного спектакля артисты. Редко, но бывает: нет машин в обратный путь. Тогда приходится коротать ночь в клубе, а на рассвете спешить домой пешком, чтобы не опоздать утром на репетицию. Ведь каждый месяц, а то и чаще — обязательно премьера!»

А теперь — обещанный интересный фрагмент.
В этой же книге, датированной 1949 годом, Любимов пишет о законченном строительстве нового шоссе. Это был подарок домохозяек городу! Женщины, отправив мужей на работу, а детей в садики и школы, выходили на строительство дороги. Они брали в руки лопаты, разглаживали ссыпавшиеся из ковшей экскаватора глыбы земли, укладывали булыжник. В одно лето на месте раскисшей грунтовки появилась хорошая дорога. Также автор пишет, что недолго актерам скитаться с одного берега на другой (книга вышла в свет в 1949 году, но писалась раньше), так как в Новом городе вырастает замечательный театр, и артисты начнут Новую жизнь. Так и было.
Театр в Новом городе.
До 1948 года театр находился в исторической части Орска (об этом вы только что прочли), а в 1948 году переехал в здание Нового города. Ныне здесь расположено увеселительное заведение «Ковчег».
Ну и где театра сейчас, и как он выглядит — в Орске знают даже те, кто не видел ни одной постановки.

Фото сделано в 2008 году, на заднем плане- полускинутые афиши, рассказывающие о постановках, приуроченных к 70-летию театра в 2007 году.
И ещё пару слов об орских достопримечательностях. Павел Лещенко на своей странице в Facebook рассказывает интересную историю об орских пирожках.
А что бы выбрали вы?

В заключение — традиционная рубрика «Что за птица?». Фото из группа Facebook «Орск сегодня и вчера», автор — Евгений Васильченко, место съемки — Коровье озеро.
