28 000 орчан нуждаются в помощи профессионалов. 28 000 человек, и взрослых, и детей, пытаются вернуться к обычной жизни, несмотря на ограниченные возможности. А возвращаются сотни, а в отдельных случаях — даже десятки людей. На заседании Общественной палаты обсудили серьёзную и важную тему — качество и состояние реабилитации инвалидов. Забегая вперёд, скажем: этот «пациент» скорее мёртв, чем жив. Но обо всём по порядку.
По статистике пенсионного фонда, за 2018 год каждый восьмой орчанин — инвалид!
Светлана Васильева, член Общественной палаты ОрскаЭтим людям необходима реабилитация как на начальном этапе, так и в течение всей жизни. Что такое реабилитация? Это законодательно закреплённая система медицинских, педагогических, социальных, профессиональных мероприятий, направленных на устранение, либо уменьшение потерь жизнедеятельности.
Реабилитация бывает разная. Медицинская, когда человека с определённым заболеванием нужно подготовить к дальнейшей жизни. Изменить её образ, поддержать. Социальная реабилитация призвана обеспечить необходимые социальные условия. Её должны в полной мере ощущать, например, люди на инвалидных колясках. По факту — чаще всего не ощущают. Профессиональная подразумевает трудоустройство, дополнительные поблажки и условия на работе. На этом месте снова можете грустно улыбнуться.
Светлана Васильева, член Общественной палаты Орска
Чем раньше начинается реабилитация, тем больше шансов дать человеку возможность вернуться в обычную жизнь, в обычное общество, стать трудоспособным человеком, содержать себя и достойно вести образ жизни.
1. Лицензию на реабилитацию в Орске имеют два учреждения
Хорошие слова, вот только лицензию на реабилитацию в Орске имеют всего два учреждения. А вот у городских больниц их нет. Кто имеет?
- санаторий «Южный Урал»
- Орский врачебно-физкультурный диспансер
2. Количество путёвок ограничено
Чем дальше в лес — тем больше дров. Путёвки, если говорить о детях, могут получить всего несколько сотен человек.
Маргарита Зубарева, член Общественной палаты ОрскаКак пояснили в минздраве, медицинская реабилитация детей с патологией нервной системы и ДЦП в восточной части Оренбургской области проводится на базе санатория «Южный Урал». Но по сути дела, когда я с директором разговаривала: он сказал, всего по тендеру я выиграл 140 путевок, и я не занимаюсь реабилитацией. 21 день я только оздоравливаю, а Минздрав считает, что это реабилитационный центр. Он у меня вообще не центр. Вдумайтесь, если ребенку раз в три года... это десятая часть полного объема реабилитации.
3. Неважное финансирование
Орский врачебно-физкультурный диспансер занимается углубленным обследованием спортивных команд и медицинской реабилитацией. Так вот, средства на последнюю поступают из фонда ОМС. А это деньги невеликие. Как и количество людей для реабилитации по государственному заказу.
Юрий Червонов, главный врач Орского врачебно-физкультурного диспансераЗа период 2017 года медицинскую реабилитацию получили по неврологии 1134 человека (60 детей), по травматологии — 902 (87 детей), ортопедии — 602 (303 ребенка). По сумме — 2638 человек (450 детей).
4. 5700 рублей за одного человека
Кстати, стоимость одного законченного случая (это курс из 12 дней) составляет 5700 рублей. Да, именно за эти деньги человека нужно постараться вернуть в полноценной жизни. В то же время курс реабилитации ребёнка с ДЦП в специализированном центре обходится родителям в сумму, превышающую 100 000 рублей. Чувствуете разницу? А можно ли это сделать за две недели — ответ на этот вопрос вы и так прекрасно знаете.
5. Нет оборудования и профессионалов
Отдельных центров для реабилитации детей и взрослых на востоке области нет. Оборудования по сути тоже. Импортные аппараты стоят от 300 000 рублей и выше. Один восстанавливает левую конечность, например, другой — правую. Сэкономить тут нельзя. Естественно, большая часть государственных учреждений и центров не может себе этого позволить. Кроме того, детьми с церебральным параличом, по мнению главного врача диспансера, должны заниматься отдельные специалисты.
Что и говорить о реабилитации, если десятки родители вынуждены обращаться за помощью к горожанам, чтобы дать своему ребёнку шанс на полноценную жизнь. За сотни тысяч рублей и в других регионах.
Причину такой тяжёлой ситуации некоторые члены общественной палаты справедливо видят в существующей системе медицинского обслуживания. Озвученные на больших экранах цифры, по словам общественников, они редко видят на практике.
Все предложения, прозвучавшие на заседании, направят местной и региональной власти. Очевидно, что проблема не исчезнет за один день, но то, что её озвучили без прикрас — уже важный шаг на пути к решению.