Министерство регионального развития обнародовало данные мониторинга социальноэкономического положения регионов, где выделило список субъектов России, наиболее пострадавших от кризиса. В числе 17 таковых значится и Оренбуржье.
Наверное, не было ни одного выступления губернатора Алексея Чернышева, где бы он с гордостью ни заявлял, что Оренбургская область – один из немногих регионов, которые являются донорами, то есть живут без денежной подпитки из федерального центра. Таких наберется не больше двух десятков среди 87 субъектов страны. Регионы-доноры не просят деньги из центра. Наоборот, пополняют государственную казну в большей степени, чем регионы-реципиенты, при этом рассчитывая лишь на собственные силы. Однако, глядя на экономику дотационных краев и областей, где дела не столь хороши, а местами даже плачевны, жизнь населения подчас не хуже, а лучше, чем в регионах-донорах.
Взять, к примеру, стоимость зерна и хлеба. Не первый год оренбургские хлеборобы собирают рекордные урожаи пшеницы. При этом цена зерна и хлеба далеко не самая низкая даже среди субъектов Приволжского Федерального округа, не говоря о прочих территориях, вовсе не сельскохозяйственных в отличие от Оренбуржья. Примерно такая же картина с молоком, мясом и топливом. Жители областей, которые не добывают нефть и газ, не производят топлива и не имеют собственной молочной и мясной промышленности в тех объемах, что наша, покупают молоко, мясо и хлеб по более низкой цене. Нестыковки получаются.
В нынешних условиях выходит, что быть донором не столь престижно, как об этом заявлялось ранее. Предмет гордости губернатора Чернышева привел к тому, что жители региона оказались в худшем положении, нежели те, кто жил за счет вливаний из центра.
Справедливости ради отметим, что не на первом месте среди тех, кого кризис ударил больнее всего. Это те регионы, в которых значительно рухнули промышленное производство и инвестиционная активность и, как следствие, выросла социальная напряженность. Да и как могло быть иначе, когда реальные доходы населения реально уменьшаются, а цены растут, и люди лишаются работы.
Среди 17 субъектов, наиболее пострадавших от кризиса, оказались Чувашия, Татарстан, Вологодская, Свердловская и Костромская области. Причина вполне объяснима – в этих субъектах около 25% занятого населения работает в кризисных отраслях. Еще в 14 регионах, в том числе в Башкирии, Хакасии и Ленинградской области, обозначились значительные риски возникновения социальной напряженности из-за большого количества моногородов. Как отмечается в документе, подготовленном Минрегионразвития, пока больше всех протестует Самарская область, где в декабре прошло 11 акций протеста (только кто о них осведомлен, если не говорить и не показывать широким массам эти факты), а самые многочисленные волнения зарегистрированы в Приморском крае, где на забастовку вышли около 6 тысяч человек.
Рост кредиторской задолженности по итогам ноября зафиксирован в двух третях(!) регионов, среди которых лидерами являются Московская, Свердловская и Тульская области.
Тревожит, что доходная база субъектов стремительно уменьшается – регионы планировали собрать 6,5 трл рублей, а соберут, по оптимистическим прогнозам, на триллион меньше. Больше всего подвержены риску остаться без доходов те территории, которые формируют бюджеты без поддержки федерального центра, то есть как раз регионы-доноры, к коим относится и Оренбуржье. В сей печальный список попадает Татарстан, Тюменская область и Санкт-Петербург.
Но оренбуржцам от этого не легче, у нас своя боль. По прогнозам аналитиков, до конца I квартала большинство регионов уменьшат свои траты до 25% и начнут испытывать трудности с финансированием текущих расходов: 33 региона профинансируют капвложения частично, и только 14 смогут выполнить принятые обязательства. Как ни странно, согласно данным ведомства, в наименьшей степени экономический кризис затронул юг и дальний восток страны. Объясняется такое положение слабым развитием промышленности и финансовой сферы этих регионов.
Документ, подготовленный Минрегионразвития, отправлен в правительство на рассмотрение, чтобы на его основании были приняты решения о выделении помощи регионам. Увы, есть предчувствие, что эта помощь опять пройдет мимо Оренбуржья. Вы же доноры, обходились до этого без помощи центра и дальше выдюжите – могут сказать области на просьбы о помощи.
Надежда Резепкина
Источник: www.orvest.ru