– Предприниматели и сотрудники милиции, которые по долгу службы их проверяют и выявляют нарушения, пытаются договориться. Это выгодно и той и другой стороне. Но бывает такое, что терпение лопается, когда сотрудники милиции, понимая свою безнаказанность, наглеют. У предпринимателей заканчивается терпение, – начал нашу беседу руководитель отделения Управления собственной безопасности Юрий Ходько.
В настоящее время Следственным комитетом при прокуратуре на должностное лицо одного из подразделений милиции возбуждено четыре уголовных дела. Последнее – по факту превышения должностных полномочий и злоупотребления ими. Что же касается самого подразделения, за последние несколько лет на его счету это не первый случай заведения уголовных дел на сотрудников. Более того, за неправомерные действия двое из бывших сотрудников уже были осуждены. Начиналось все с рядовых инспекторов, довела кривая до кабинета повыше…
– В прошлом году у нас проводилась рядовая проверка одного из подразделений милиции. В процессе «ревизии» документов мы ужаснулись, – продолжает Юрий Ходько. – По закону инспектор, проверяющий деятельность какого-либо коммерсанта, приходит к нему с установленным в соответствии с законом бланком постановления. Такого зачастую не наблюдалось. Постановления на проверку сотрудник милиции заполнял при предпринимателе. То есть действовал по принципу: кого хочу сегодня, того и проверю. Хотя законом предусмотрены четкие рамки такой процедуры. Конечно, в процессе проверки могли выявляться факты нарушений. Административные санкции предусматривают вилку штрафов: минимальный размер и максимальный. И с этого момента могла начинаться «торговля» между сотрудником милиции и предпринимателем: «Я об этом забуду, но ты кое-что сделаешь или заплатишь штраф прямо на месте».
С согласия предпринимателя фальсифицировались их же объяснения, в протокол вписывались «левые» понятые. Иной раз коммерсанты подписывали пустые протоколы, которые заполнялись инспекторами в своих кабинетах. Что это? Простое незнание своих прав со стороны предпринимателей, возьмем шире – граждан России, нежелание отстаивать свою правоту или определенная выгода от незаконной сделки. И то и другое.
– Часть сотрудников милиции, используя правовую безграмотность, предлагали идти на соглашение путем обмана и убеждений, «приручали», используя в качестве рычага воздействия и угрозы как будущими проверками, так и результатами уже имеющихся проверок. Получали с них деньги, прикрываясь благовидными целями, – рассказывает Юрий Ходько.
В результате проверки подразделения были обнаружены незарегистрированные протоколы, чистые бланки, подписанные предпринимателями, неоплаченные протоколы. Все это давало должностному лицу данной правоохранительной структуры широкие возможности использовать документацию в своих целях.
В идеале, по закону инспектор приходит к предпринимателю с мотивированным постановлением на проведение плановой или внеплановой проверки. Обнаруживает нарушение. Составленный протокол направляется для дальнейшего рассмотрения в суд или в некоторых случаях в Роспотребнадзор, которые рассматривают документы и выносят по ним решение: наложить штрафные санкции или в данном случае нет для этого веских оснований.
– На самом деле у них это зачастую отсутствовало. Материал по административному правонарушению ложился на стол человека в милицейских погонах. Протоколы нигде не регистрировались, не имели номерных знаков. Некоторые законодательные требования абсолютно отсутствовали. Это дало право нам предполагать, что должностное лицо могло себе позволить пригласить коммерсанта и предложить ему аннулировать протокол... за определенные действия со стороны предпринимателя, – говорит Юрий Ходько. – Под благовидными целями могла подразумеваться финансовая помощь коммерсантов для проведения, например, ремонта здания этого подразделения милиции. Но спонсорская помощь оказывается на безвозмездной основе. Денежные средства, или строительные материалы, или что-то иное должно регистрироваться в УВД города и оттуда согласно документации расходоваться. Здесь же говорить о спонсорской помощи, когда она по принуждению, не приходится: «Я закрою глаза на твои нарушения, а ты мне поможешь». Еще один момент заключается в том, что материальные ценности поступают бесконтрольно лично в руки. Это дает повод пополнять карман хозяину кабинета.
В материалах уголовного дела есть эпизод, когда один из предпринимателей оказал фактическую помощь в ремонте помещения данного подразделения милиции. Также стало известно, что в это время должностное лицо службы напрягает других предпринимателей, предложив аннулировать их «грешки», если они оплатят представленную им счет-фактуру. Коммерсанты не стали оплачивать сами, передав деньги непосредственно в руки. Судьба этих денег до сих пор неизвестна. Куда на самом деле ушло несколько стопок купюр, теперь разбирается Следственный комитет при прокуратуре.
Мы долго будем брюзжать о коррумпированности чиновников и правоохранительных органов, о том, что «кошмарят» бизнес, прекрасно осознавая, что эта палка о двух концах. Зачастую в мздоимстве виновны мы сами: подсовывая под сукно конвертик с взяткой или, как в последнем случае, соглашаясь замять дело, играем на руку вымогателям в погонах.
Игорь Сосновский
Источник: www.orvest.ru