В сентябре 2019 года Завод синтетического спирта признали банкротом, здесь открыли конкурсное производство. Всё было печально и вроде как бесперспективно, но вдруг ситуация резко переменилась — из-за распространения коронавируса всем стали нужны антисептики. А основной компонент, который входит в их состав, — это изопропиловый спирт, который в России производят всего два завода — Синтезспирт в их числе.
И, конечно же, завод заработал на свою полную мощность — на его территории стояли десятки фур, ожидающих отгрузки. Настоящий ажиотаж!
Здорово! Великолепно! Раз уж желающих купить изопропил так много, то завод сможет выйти из кризиса, расплатиться со своим двухмиллиардным долгом и расстанется со статусом банкрота. Так мы подумали сначала. Но, как оказалось, не всё так просто...
Рассказываем. С сентября Завод синтетического спирта работает по договору процессинга. Это означает, что на предприятии перерабатывают сырье и отдают готовую продукцию. В нашем случае компанией, которая отдает сырье и получает готовую продукцию, является OOO «Импэкснефтехим». И самое главное — завод свою работу выполняет, но... получает средства только за переработку. И эти деньги ничтожно малы.
Елена Дзюба, заместитель директора по экономике и финансам ЗАО «Завод синтетического спирта»Основной кредитор у нас Сбербанк, второй по значимости — компания «Импекснефтехим», ну и другие по мере убывания. Мы хотели бы начать самостоятельную работу, но здесь есть определенные сложности и трудности. Мы очень сильно в данном случае зарегламентированы тем же самым Сбербанком, Советом кредиторов, на всё должно быть разрешение. Самостоятельная работа помогла бы рассчитаться с кредиторами.
Напомним, долг предприятия перед кредиторами составляет около 2 000 000 000 рублей, из них 200 000 000 — по поручительству. Основной кредитор Синтезспирта — Сбербанк. На втором месте OOO «Импэкснефтехим».
2 000 000 000 долга, который можно погасить, но...в нынешних «условиях зарабатывания» это сделать не получится.
Но и это не единственная проблема, которая сейчас максимально остро стоит перед Синтезспиртом. На заводе вот уже два года не проводили капитальный ремонт. Как рассказывает руководство, если предприятие не остановить на ремонт планово, то рано или поздно завод остановится сам.
Алексей Алпатов, врио исполнительного директора, главный инженер ЗАО «Завод синтетического спирта»Завод работает на полную нагрузку по сырью, по выпуску готовой продукции, отгрузка не останавливается ни на один день. Но всему есть свой конец. В прошлом году как такового остановочного ремонта у нас не было, мы просто вскрыли оборудование, почистили его от грязи и закрыли. Всё решается в процессе, в текущем ремонте. Уже два раза завод останавливали из-за таких неполадок на непродолжительное время — на несколько часов. Если в этом году не будет проведен остановочный ремонт, то не знаю, как мы уйдем в зиму, неизвестно, сколько мы проработаем.
Алексей Викторович добавил, что в планах остановка завода на ремонт в августе-сентябре. Людей не будут отправлять в простой — они будут задействованы. На все работы нужно 65 000 000 — 75 000 000 рублей. И да, при действии договора процессинга денег на ремонт не хватит. Нынешние средства, которые получает завод за переработку пропилена, тратятся на зарплату, погашение долгов по энергетике и запчасти. Всё.
Главный инженер при этом признаётся, что если бы договор процессинга не был заключен, то завод вообще бы встал, и все были бы уволены еще в декабре...
Сергей Белянцев, коммерческий директор ЗАО «Завод синтетического спирта»Есть проблемы на рынке, есть проблемы с поставками сырья, мы неоднократно обращались в нефтяные компании производителей сырья, в связи с тем, что у нас сложная процедура банкротства многие отказываются поставлять сырье. Мы над этим вопросом работаем, ищем альтернативу.
На заводе в апреле-мае еще велась параллельная работа на собственном сырье, но сейчас такого нет. Всё потому, что поставщики сырья не хотят работать с Синтезспиртом из-за его статуса банкрота.
Сергей Белянцев, коммерческий директор ЗАО «Завод синтетического спирта»Я не знаю, может быть надо подключить ресурсы в лице администрации города, области, чтобы нам помогли в обеспечении сырьем. Мы готовы по 100%-ной предоплате производить закуп необходимого сырья.
Ну и возвращаясь к компании OOO «Импэкснефтехим», мы спросили у коммерческого директора Синтезспирта: нет ли ощущения, что эта компания ведет себя как монополист?
Сергей Белянцев, коммерческий директор ЗАО «Завод синтетического спирта»Ну, она не монополист. Они давно трейдеры на этом рынке, оказывают давление, наверное, какое-то вольно или невольно на поставщиков. Да, это присутствует, но я думаю, здравый смысл в их компании победит, и мы всё-таки выйдем на прямые взаимоотношения с поставщиками сырья.
К слову, на сегодняшний день предприятие работает на полную мощность, здесь трудятся 459 человек. Как рассказали наши собеседники, если производственный процесс будет идти в том же ритме, то нужно будет еще набрать не менее 100 рабочих.
Действующее предприятие. Рабочие места. Это ли не самое важное для Орска? Быть может, на наш материал обратит внимание администрация, которая будет в силах помочь Синтезспирту расплатиться с кредиторами.
Ведь, как оказалось, для этого всё есть — люди, мощности, оборудование, спрос... Не хватает только сырья. Но это же уже решаемо, правда?