Алена и Николай возле Дома малютки
Эти кадры увидела буквально вся страна. Из многодетной семьи силой забрали детей. Алена Лихтенвальд отчаянно сопротивляется, но малышей у нее отбирают, на женщину надевают наручники.
Кто прав, кто виноват в этой ситуации? Все ли моменты этой истории известны общественности? Для того, чтобы найти ответы на эти вопросы мы и приехали в посёлок Тюльпанный.
Из этого дома забрали детей
Съёмочная группа встретилась с главой Красночабанского сельсовета. Мурат Суенбаев рассказал, что дом этот семья купила на маткапитал в 2017 году, переехали они в Тюльпанный в 2018-м, прожили около четырёх месяцев, уехали. В конце 2019-го вернулись.
Мурат Суенбаев, глава Красночабанского сельсоветаСемья проявила себя сразу настороженно. Для наших условий, мы посчитали, неадекватно. Но мы мотивировали тем, что мы не знакомы, что мы, что врачи. Может поэтому так к нам отнеслась... А сегодня хоть всё прибрано, но здесь была груда пищевых отходов, вот, представляете, в жару. Перед самым входом гора пищевых отходов была, одежда всякая лежала.
Как рассказывает Мурат Зарлыкович, ситуация не менялась несколько месяцев.
Мурат Суенбаев, глава Красночабанского сельсоветаИзначально старшая дочь Валерия вела себя как любой ребенок. Она любознательная, подходила, что-то нам говорила. Когда они приехали в декабре 2019 года, когда врачи забили тревогу по поводу здоровья детей. Валерия как-то поникла, много не говорила, отвечала и сразу уходила. Даже при нас и сельских врачах Алёна на неё могла грубо накричать.Изначально когда приезжали мы по 20-30 минут могли стучаться в дом, что до обеда, что после обеда, не могли войти. Если Алена открывала дверь, она всегда говорила: Сейчас спрошу Николая, можно вам зайти или нет. Мы ждали Николая. Выйдет, скажет зайти, мы зайдём. Бывало, что не пускали. Мы всегда угрожали, что будем звонить в опеку, «сейчас вызовем участковых, и всё равно зайдём в дом». Потому что, нам нужно осмотреть детей. Я много раз говорил: пусть будет звучать кощунственно, но ваша судьба, нас не волнует, вы уже взрослые, нас волнует только судьба детей
Глава Красночабанского сельсовета подчеркнул, что на семью обратили внимание практически сразу.
Мурат Суенбаев, глава Красночабанского сельсоветаЗа 4 месяца 2018 года и за эти 6 месяцев мы направили 16 информационных писем. Столько раз мы этот дом посещали. Врачи, когда дети заболевали, бывали здесь практически каждый день, потому что за детьми не было надлежащего ухода. Как изначально говорили: дом аварийный, поэтому детей забрали. Это неправильно. Мы били тревогу еще с января месяца, когда по настоянию нашего врача чуть ли не силой угрозы попросили везти ребенка в город, потому что была диагностирована пневмония.
Такова позиция местной администрации, но мы решили также обратиться к жителям Тюльпанного для того, чтобы они рассказали о теперь уже скандально известной семье.
Мы очень хотели встретиться со специалистами опеки для того, чтобы они конкретно и четко ответили на главный вопрос: почему всё-таки из семьи забрали детей. Каков главный повод. На скандально известном видео фигурирует Зоя Давыдкина. С ней наша встреча в Домбаровском все-таки состоялась.
Зоя Александровна отказалась что-либо комментировать и ушла от всех наших вопросов.
Следующий наш собеседник — пожалуй один из тех редких людей, которые были вхожи в дом Алены и Николая. Медсестра Асия Сейтмамбетова рассказывает: как только семья переехала в посёлок, медики сразу решили навестить детей — стандартная процедура для того, чтобы узнать их состояние здоровья и поставить на учет.
Асия Сейтмамбетова, медсестраКогда мы приехали, не были в восторге от увиденного. Бардак, вся посуда на полу. Сначала показалось, что она нормальная адекватная женщина. Она сказала: у меня Николай хороший, он сделает ремонт, всё сделает. А потом уже мы пришли к разочарованию. Алену как мать я бы не похвалила, а вот этот весь скандал — это занавес. Просто они ухватились, что крыша у них течёт. Это всё неправда. Всё дело в детях. Дети находились в ужасном состоянии, я, как медик, приходила, делала им инъекции, дети были очень грязные, непричёсанные.
Именно в Тюльпанном, мы узнали ещё одну историю, связанную с семьёй Алены Лихтенвадьд и Николая Самороки.
Асия Сейтмамбетова, медсестраОдин раз я узнала от фельдшера, что отчим Николай, когда фельдшер приехала к ним, девочка тянет фельдшера и говорит: Меня папа побил! Когда врач задрала футболку, увидела след — пятерня на животе и сзади. Она всё это сняла, потом прокуратура приезжала, всё это зафиксировали. Он извертелся так, что ребёнок падал и он его хотел поймать.
Мне очень больно видеть, как люди её защищают. Они же не знают всей правды. Как они полицейских назвали монстрами, извергами. Ну зачем так говорить, если ты не знаешь суть дела?!
В прокуратуре нам подтвердили информацию о том, что Николай Саморока поднимал руку на свою старшую падчерицу.
Павел Кучерявенко, прокурор Домбаровского районаТакой факт был, он зафиксирован медицинскими работниками и по данному факту провдится доследственная прорека. По данному эпизоду, который произошел в марте 2020 года. Органами полици будет дана оценка по статье 156 УК РФ.
А ещё в Домбаровском нам удалось встретиться с Валерием Швиндтом. На момент нашего разговора он еще был главой района, но сейчас, как мы знаем, с этой должности его сняли по решению губернатора Паслера.
Валерий Швиндт, экс-глава Домбаровского районаВсё сделано законно, всё правильно. Я даже, наверное, немного огорчён, что я раньше этого не сделал, потому что в условиях пандемии не дай бог какая-то инфекция, то дети могли бы погибнуть, потому что полная антисанитария, пятеро детей, с ней сколько бесед не проводили, ну ничего не изменяется. Всё то же самое. Как это так? Детей рожаем, а для чего рожаем? Это же всё-таки дети. Поэтому я говорю, что сделано всё правильно. Я думаю, что надзорные органы оценку дадут. Но я считаю, что моя совесть чиста. если бы что-то случилось, и потом меня обвинили: а где ты раньше был? Почему ты не принял мер? Хоть детей отмыли, они сейчас там, как говорит директор дома малютки, дети активные, бегать стали.
Пока велась работа над этим материалом мы узнали, что Областная комиссия по делам несовершеннолетних решила отменить постановление главы Домбаровского района об изъятии детей. Более того, областная комиссия признала работу органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений Домбаровского района ненадлежащей. Получается, что детей вернут.
В качестве итога скажем одну вполне себе очевидную, но такую важную вещь — миллион споров, криков, разногласий, вмешательство всех возможных органов, СМИ... Всё это очень громко и обсуждаемо. Но дети. От всего этого больше всего страдают именно они!
Очень хотелось бы верить, что малыши больше не встретятся в своей жизни с таким кошмаром.