Двери авиаспортклуба «Стрижи» не просто закрыты — опечатаны. Аэроклубу оставили только склад и инструкторское помещение — то самое, через которое раньше выходили спортсмены и перворазники на лётное поле.
Плакат на стене — как напоминание о счастливых временах, когда самолёты могли летать, а люди — прыгать с парашютом и видеть небо, как на ладони. Теперь не до улыбок.
Анжелика Мухаметшина, член авиаклубаВ прошлом году была реальная возможность взлететь, в позапрошлом мы заработали денег, чтобы поднять самолет в воздух. В этом году большая проблема, мы считаем, что и они решаемы.
Объясним. В 2018 году самолёты поднялись в воздух только в августе. Но прыжки, тем не менее, были. В 2019 году теперь уже бывший начальник «Стрижей» рассказал, что без сертификата лётной годности технике работать нельзя.
Александр Антонов, в июне 2019 г. — начальник орского авиаклубаНо чтобы получить сертификат лётной годности, нужно погасить задолженность. Плюс ещё 65 тысяч за определённый вид документов за обследование. Ребята приезжают и прогоняют двигатели на всех режимах, дабы дать заключение, что сертификат летной годности нужно продлить
В феврале 2020 депутат Государственной Думы Виктор Заварзин сообщил, что из областного бюджета выделено 2 000 000 рублей. Плюс небольшая сумма, заработанная в 2018 году. Где деньги, Зин? Есть информация, что выделенные средства были потрачены на коммунальные и иные нужды. Сам бывший руководитель клуба Александр Антонов в телефонном разговоре пояснил, что сейчас он никакого отношения к «Стрижам» не имеет, отчет по всем заработанным и потраченным деньгам сдан в ДОСААФ, и никакого криминала нет. 2 000 000 рублей пошли на оплату газа. Но уже не при нём, а при другом руководителе. А почему же не на самолёты? В любом случае, сейчас время вышло, и теперь уже нужен не сертификат, а капремонт. Причём по закону, самолёт на Шахтинский завод теперь можно перегнать только наземным транспортом, а не по воздуху. Драгоценное время потеряно.
Анжелика Мухаметшина, член авиаклубаНа это должен был обратить внимание наш бывший начальник Антонов, но он как-то это упустил из вида. Мы неоднократно собирали собрание членов клуба, предлагали свою помощь. Причём начинали делать это с ноября месяца. Мы были настроены собрать деньги и помочь. Мы знали, что хорошо отработали. Но в том году шанс был упущен. А в этом году большая проблема.
Так и получается, что два года нет ни прыжков, ни полётов. А есть обещания, надежды и воспоминания. «Стрижи» работают с 1930 года. За это время он приходил в упадок и возрождался на голом энтузиазме. На базе «Стрижей» проходили всероссийские и областные соревнования, на которые приезжали участники из Казахстана, Башкирии, со всех уголков России, были авиашоу, военные сборы.
на фото открытый кубок Оренбургской области по парашютному спорту, посвященный памяти героя Советского Союза Виталия Андреевича Сорокина, 2016
Из клуба выпустились десятки мастеров и спортсменов. Его воспитанники известны по всей России. Летом на базе авиаспортклуба проходили практические занятия орских кадетов 53-ей школы, были организованы детские лагеря.
на фото практические занятия орских кадетов 53-ей школы, 2013 год
Сейчас всё оборудование после инвентаризации закрыто под замок на складе. Это — необходимая мера. По словам инструктора, у них уже забрали парашютную систему — одну из пяти. Она была приобретена у орского аэропорта на деньги АСК.
Анжелика Мухаметшина, член авиаклуба
— Главный специалист по авиации Никитин Сергей Евгеньевич.
— Оренбургской области?
— Да, и отдавать не собирается. В прошлом году забрал.
— И сейчас по документам это его система?
— Да, я документы не видела, но он вписал себя в паспорт.
По мнению членов аэроклуба, им просто не дают работать. Проблемы решаемы, но не решаются. Слова словами, а время идёт.
Андрей Фролов, член авиаклубаЭтот упущенный момент буквально 2-3 месяца, но потери в прошлом году обернулись большими проблемами. И моё мнение, что это вина, это прямая деятельность бывшего руководителя. Он говорил, что старается поддержать, ему предлагали помощь. Но всё то было спущено тормозах. Ни одного ответа на вопросы, куда девались деньги. Почему мы совершаем прыжки, а долги не гасятся, этого не было сказано.
О том, что у клуба долги по коммуналке, зарплате, по налогам и по аренде, было известно уже несколько лет, только сумма с годами всё увеличивалась и увеличивалась. Коммуналку и зарплаты как-то получается гасить.
Андрей Фролов, член авиаклуба— Большая часть долгов это долги за аренду перед областным отделением ДОСААФ.— Аренда или налоги?— Аренда перед самим собой.
АСК писал письмо на имя губернатора Дениса Паслера. И вот какой им пришёл ответ. В 2016 году между администрацией Орска и ДОСААФ России заключено соглашение, в рамках которого «Стрижам» выделяются деньги и имущество. В Оренбургском отделении ДОСААФ разработан план оздоровления.
Люди верят в план, но совсем иного рода.
Андрей Фролов, член авиаклубаИдёт рейдерский захват. Под предлогом патриотического воспитания. Вместо того, чтобы подростки занимались спортом, прыгали с парашютом, пусть пьют пиво и устраивают драки и прочее, прочее, прочее.
Одна из принятых поправок в конституцию гласит — делать акцент на военно-патриотическое воспитание молодежи. А самолеты, между тем, стоят на земле два года и больше. В то, что они будут летать в рамках деятельности военно-патриотического клуба — тоже не верят.
Тофиг Рустамов, член авиаклубаНам говорят, что будет военно-патриотический центр, в нём будет АСК, и вы будете функционировать. Но никто здесь уверен. мы уверены, что не будет этого. Будет деятельность тут, не нужна авиация, будут работы проводиться, но не авиация.
Чего же добивается авиаклуб? Поддержки, а не разговоров.
Андрей Фролов, член авиаклубаЕдинственная проблема — отсутствия желания, чтобы клуб работал. Если не будут вставлять палки в колёса, если не будут изымать имущество. Можно решить вопрос либо с восстановлением самолёта, либо с арендой другого самолета. Но если будет добрая воля регионального отделения. Пока сохранился коллектив, пока есть допуска, есть техника
Ещё буквально сезон простоя — и не будет уже инструкторов с горящими глазами, самолёты и парашюты окончательно придут в негодность, а редким желающим покорить небо придётся ездить в Бузулук либо в Оренбург.