Стало известно, что же это за бабочки такие, которые атаковали Орск и не только его на прошлой неделе. В межрайонном отделе Россельхознадзора сообщили, что это, как и предполагали многие, непарный шелкопряд, но не азиатский, а европейский. К карантинным объектам относится именно азиатская раса, однако такая у нас, в основном, не обитает. Европейский непарный шелкопряд любит деревья, поэтому его место проживания чаще всего — леса. В Орске зелёных насаждений, скажем честно, не много, поэтому, вероятнее всего, насекомое здесь не приживётся. Однако внимательными стоит быть садоводам: если вы в своих владениях увидели бабочку шелкопряда, то лучше устранить её механическим способом. Также за помощью можно обратиться к специалистам.
На территории лесных массивов крылатыми гостями уже занимаются специально обученные люди. Кстати, сама бабочка — не опасна. Вред деревьям наносит гусеница. Каждая бабочка этого вида откладывает до 500 яиц. А каждая гусеница в последующем за месяц своей жизни уничтожает до 1 кв м листвы. Вредитель не щадит ни садовые деревья, ни парковые насаждения. Такие вспышки массового появления шелкопряда, как сейчас, происходят раз в 5-7 лет, — говорят специалисты. Экологи добавляют, что погода в этом году преподносит много сюрпризов. И это — один из них. Жара стала решающим фактором массовой атаки насекомых.
Анатолий Давыгора, председатель Оренбургского отделения Союза охраны биологических ресурсов
Благоприятные годы бывают, когда и яиц, и личинок очень много, и выживаемость высокая, и из-за этого бывают вспышки размножения. Это происходит циклически, и это всё сложно купировать.
Искоренить вредителей действительно невозможно. В природе у него нет врагов. Ни вирусы, ни бактерии шелкопряда не берут. Даже птицы не клюют мохнатых гусениц. Однако избавиться от насекомых всё же пытаются при помощи спецсредств.
Такого в Оренбуржье не было уже 50 лет, — говорят биологи. Шелкопряд вместо 1 потомства пошёл уже на второй круг .И, скорее всего, будет и третий.
Максим Сафонов, доктор биологических наук
У нас имеется кладка, из неё получается бабочка, она откладывает яйцо, и на этом наш жизненный цикл заканчивается. Исходя из тёплых условий, яйца умудряются развиваться дальше, возникает следующая генерация гусениц, которая позже превратится опять в бабочек.
Специалисты опасаются: на следующий год зелёные насаждения в регионе шелкопряд может съесть подчистую. На восстановление лесных массивов после подобных вспышек активности может понадобиться не один десяток лет. Но в перечень вредителей, массовую обработку от которых субсидирует государство, гусеницы не входят.