Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы пообщались с профориентологом и автором проекта «Школа осознанной профориентации» Аллой Ишбулдиной.
В каком возрасте нужно проходить профориентацию, и как это вообще происходит?
Я бы разделила трактовку термина профориентация на две составляющих: выбор профессии и воспитательный процесс, начинающийся с раннего детства.
Непосредственный выбор будущей профессии желательно делать в возрасте не ранее 14-16 лет. Бывают исключения, к примеру, в спортивных или цирковых династиях, когда дети трудятся над карьерой уже с самых ранних лет. Но в большинстве случаев, такой выбор лучше делать осознанно. В 9 классе наша система образования уже рекомендует определиться, хотя даже в 15 лет для кого-то может быть еще рано.
Почему? Такова физиология. Дети в более раннем возрасте сильно подвержены эмоциям, живут одним днем. И даже, если нам кажется, что в 12-13 лет – это уже взрослый человек, мозг ребенка в этом возрасте еще продолжает активно развиваться, и не полностью готов на должном уровне оценивать жизненно-важные решения. Плотность нейронов в лобных долях мозга - тех самых, которые отвечают за принятие решений, планирование, оценку результатов, целеустремлённость, характер, темперамент, коммуникации, достигает максимального уровня к 16 годам. ⠀
Но ведь это не означает, что родителям детей до 14 лет не нужно ничего предпринимать?
Совершенно верно, конечно же нужно! В нашей стране вопрос детской профориентации находится в руках семьи и родителей - школьная система его практически не решает. Поэтому наша родительская задача - формировать нужную информационную среду уже с дошкольного возраста.
А начинать профориентационное воспитание нужно уже с 4-5 лет. В этом возрасте у детей происходит первичное знакомство с профессиями. Дети познают мир через игру. Поэтому им можно предлагать всевозможные игровые варианты, в которых можно исследовать разные профессии. Тут очень важна роль взрослого или родителя, который будет пояснять не только, кто такой, к примеру, учитель и чем он занимается, а еще сможет рассказать об атрибутах деятельности и даже личности учителя. Это важно делать на понятном ребенку языке.
Родители – самые близкие люди, дети в 5-8 лет еще активно делятся с родителями и хотят общения. Тут мы можем это общение использовать во благо либо наоборот. Вот пример из моих наблюдений: мальчик выпрашивает у мамы купить робота, а мама вместо того, чтобы развить беседу в нужное русло, спросить, а какого робота хочет сын, почему он хочет именно этого, а знает ли он, кто делает роботов, для чего их создают, предложить сделать робота вместе самим, обрывает ребенка и просто жестко отказывает. А ведь этот интерес вполне можно было превратить в занятия робототехникой.
У ребят 5-8 лет активно проявляется исследовательский интерес и познание окружающего. Детей уже нужно знакомить с миром профессий через отрасли и виды деятельности. Например, задавать вопросы, отвечать на них, чтобы ребенок получил представление, откуда появляются те или иные вещи и услуги, и какие профессии «стоят за этим». Такие вопросы на понятном ребенку языке можно обсуждать даже по дороге из детского сада или из школы.
Далее в 9-10 лет «детское» мышление, построенное на воображении, начинается меняться, появляется больше последовательно-логического. Уже нужно пояснять, что такое работа, что такое профессия в целом, и что такое деньги.
А в 10-13 лет можно найти скрытые таланты, склонности и интересы, а явно выраженные – проверить и укрепить. Для этого важно предлагать различные развивающие дополнительные занятия в студиях, секциях, онлайн-школах по разным профилям, к примеру, дизайн, программирование, моделирование одежды, музыкальные, театральные направления, могут быть и более узкоспециализированные. Например, предметный дизайн, робототехника, геймдизайн и т.д.
Так много всего необходимо знать ребенку и делать родителям? А что, если ребенок развивался как все в обычной школе? А у родителей просто нет времени на все, а тут еще и о профориентации ранней нужно думать.
Да, нас родителей ведь не учат ими быть, я и сама, как мама подростка, понимаю, как сложно порой быть и понимающей, и твердой при этом, и о нужных вещах вовремя сказать. Надеюсь, что кому-то эта информация поможет начать общаться с детьми на полезные темы, или как-то по-новому взглянуть на разные ситуации с детьми. Мы ведь с вами разбирали идеальную модель, при которой ребенок к 14-16 годам уже имеет представление о том, чем он хочет заниматься в будущем. А на деле это, конечно, часто не так. Если бы не было такой проблемы, я думаю, статистика тех, кто не работает по специальности после обучения была бы позитивнее. А сейчас официальные цифры говорят, что таких около 70%, а неофициальные – все 90%.
Давайте тогда вернемся к тому самому возрасту, когда уже нужно делать выбор!
Да, для того чтобы его сделать в 14-16 лет, важно для начала перейти от любопытства к какой-то деятельности к углубленному интересу, изучению, а в идеале – к практике, как это происходит, к примеру, у школьников в Германии. Практику при отсутствии возможности ее организовать можно заменить на интервью с экспертом из интересующей сферы деятельности. И вот здесь понадобиться помощь родителей.
Общение с экспертами или практическая работа позволят подростку узнать какие качества есть у профессионалов, компетенции и навыки, требуемые в этой работе, выяснить тренды в отрасли. А самое главное, это поможет подтвердит гипотезу о том, что профессия интересна и подходит, или опровергнуть, чтобы начать исследовать другую. Я много раз присутствовала на таких встречах детей с экспертами, это всегда идет на пользу и проясняет многое. В большинстве случаев дети по итогу практики или общения с экспертами начинают понимать, для чего им нужны знания, где их получить, и как их можно будет практически применить в интересующей деятельности.
А в 15 лет ведь важно разобраться еще и с образовательной траекторией, поскольку необходимо решить, получать ли после 9 класса среднее профессиональное образование, или оставаться в школе, чтобы поступить в ВУЗ.
А что делать, если к 15 годам ребенок еще не определил интересные сферы?
Если к этому возрасту у ребенка еще не сформировался пул гипотез из подходящих и интересных профессий, скорее всего ему потребуется помощь родителя или профориентолога, которые помогут сориентироваться и сделать выбор сферы деятельности, определить, как и где ребенок хочет получить профессиональное образование. Для того, чтобы ребенок определился, ему нужно проанализировать свои интересы, свои желания, профнаклонности, мотивирующие факторы, изучить подходящие варианты профессий и то, как они могут измениться в будущем. Профнаклонности помогают определить профориентационные тесты, которые в этом возрасте уже можно и нужно использовать.
А где родители, которые хотят самостоятельно помочь своим детям, могут узнать подробнее о том, как выявить профнаклонности, о нужных тестах?
Как раз подробнее о том, как помочь ребенку проанализировать интересы, ценности, мотивы, профнаклонности и соединить их с подходящими профессиями я рассказываю на онлайн-семинаре для родителей. На нем я даю профориентационный алгоритм и нужные информационные ресурсы, с помощью которых ребенок может выявить профнаклонности и выбрать профессию. Этот курс состоит из 2 видео-занятий и подходит для родителей детей любого возраста, стоит всего 399 рублей.
К сожалению, не у каждого родителя есть достаточно времени, чтобы разбираться самому. Действительно, порой, проще и быстрее решить вопрос, обратившись вместе с ребенком к специалистам. Расскажите про ваш курс для подростков, как он проходит, каковы результаты?
Знаете, меня очень вдохновляет фраза известного профессора Татьяны Черниговской: «Самое лучшее, что мы можем для себя сделать - познакомиться с самими собой как можно раньше!». Я несколько перефразирую - лучшее, что мы можем сделать для детей, дать им познакомится с самими собой. И вот этим мы и занимаемся с ребятами на нашем онлайн-курсе "Выбираю профессию самостоятельно" .
Ко мне чаще всего обращаются осознанные родители, которые понимают, что выбор ребенок должен сделать сам, не хотят навязывать свою точку зрения, но хотят помочь разобраться в том многообразии информации, которое сегодня есть.
Как проходит онлайн-курс? Ребята получают 8 видео-уроков и домашних заданий, которые поэтапно ведут их к выбору и разработке плана действий для поступления. Программа курса спланирована таким образом, чтобы участник тренинга последовательно проходил темы занятий и выполнял задания каждого урока. За один месяц ребята определяются со своим направлением.
Поделюсь случаем: одна из участниц курса выбрала для себя несколько интересных профессий: психолог, маркетолог и экономист. Исходя из всех проанализированных профнаклонностей, интересов я подумала, что она выберет маркетинг. Но девочка все никак не могла определится до того момента, пока мы не встретились для совместной беседы с одним из профессиональных маркетологов. После этой встречи, девочка мне призналась, что ей очень нравится эта профессия, тем более, что на курсе она узнала о направлении нейромаркетинг, основывающемся на нейропсихологии. Однако она сопротивлялась из-за того, что именно о ней ей говорил папа, с которым она находится в конфликте. После нашей встречи с вдохновившим ее экспертом, стала помогать маме с продвижением в социальных сетях семейного бизнеса и решила выбрать именно это направление. А результаты других участников, и их отзывы можно почитать на сайте или в социальных сетях курса.
Записала Юлия Иванова.