Давление: 766 мм
Ветер: 0 м/c, С-В
Влажность: 84%
Опрос
Показание водяных
счётчиков ХВС и бойлер
Показание счётчиков
ГВС Энергосбыт+
Показания
электро счётчика
Показания
газового счетчика
Радио on-line
Зебра, ТВ программа
Подглядывать
Web-камера

Отправить привет
Приветы в эфире «Радио Хит» звучат ежедневно с 7:00 до 23:00.
Приветы в эфире «Радио Дача» звучат ежедневно с 14:00 до 15:00.

Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных

Будь в курсе

Форма для отправки показаний водяных счетчиков в ОрскВодоКанал (ХВС и если у Вас в доме в подвале бойлер греет воду), если горячая вода у Вас центральная, то вы абонент Энергосбыт Плюс, перейдите по ссылке: http://oren.esplus.ru/service/post/

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Адрес
Показания счетчика, ванная
Показания счетчика, кухня

Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных

Форма для отправки показаний газового счетчика
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
8 цифр лицевого счета
от одной до шести цифр до запятой
Номер телефона абонента с кодом города (без +7 или восьмерки в начале)

Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных

Форма для отправки показаний счетчиков электроэнергии
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения
Номер лицевого счета
Номер прибора учета
Показания Тариф День
Показания Тариф Ночь

Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных

Диалог-М: бесплатная возможность заказать нормативные, бухгалтерские или юридические документы
Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения

Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных

6422

Яков Шлеппер — художник, что рисует жизнь

Очерк из серии, посвящённой гражданам Орска

Накануне нового учебного года хочется рассказать о человеке, недавно ушедшем от нас. Заслуженный работник профтехобразования Российской Федерации. Заслуженный изобретатель РФ. Заслуженный работник культуры города Орска. Напористый, задорный его голос с хрипотцой ещё звучит во мне. Полтора десятка лет мы по-дружески общались. Звонил по разным вопросам, считая, что я знаю всё! Неоднократно писал о нём. Делал фото и видеосюжеты на его выставках. Для Центрального телевидения порекомендовал рассказать об этом уникальном человеке. За что в конце фильма получил благодарность. Его неоднократно снимало областное и местное телевидение. Его мировое (!) открытие – рисование спиралевидной техникой цветными карандашами – ещё до конца не понято и не внедрено в дошкольную и младших школьников программу обучения во многих регионах! Он умер девяностотрёхлетним человеком, так и не дождавшись своей главной славы. Яков Айзикович Шлеппер. Запомните это имя! Расскажите о нём детям и внукам.
 
 
Я предлагаю вам очерк, который был опубликован в книге издательства «Серебро слов» города Калуга в сборнике «Давайте будем бережней друг к другу» в 2018 году. Он раздарил эту книгу всем родным и друзьям.
 
Художник, что рисует жизнь
Очерк
– А у вас голова от шейного хондроза не болит, Яков Айзикович? Вы так много работаете сидя. – Лечащий врач в своём кабинете внимательно осмотрела и послушала стетофонендоскопом худого девяностолетнего пациента, который пришёл без батожка.
 
– Ну, если только изредка. Я постоянно делаю необходимые упражнения. – Встал со стула, наклонился вперёд и ладонями рук в толстых темно-синих венах и сухожилиях достал кончики туфлей.
В рабочем кресле своей однокомнатной квартиры на первом этаже, увешанной и заставленной его картинами, Шлеппер чувствует себя комфортно. Он – некогда инженер-конструктор I категории Южуралмашзавода, ушедший на пенсию в 72 года, имеет больше тридцати патентов на изобретения и среднее специальное образование. У него учились и развивали его идеи ведущие инженеры орденоносного предприятия. Но до сих пор что-то придумывает, совершенствует кем-то сделанное. Маразмом в его светлой голове не пахнет. Как не пахнет и старостью в доме!
– Мой мозг ещё контролирует тело!.. Да и память – ого-го!( Помнит много стихов из школьной программы и все нужные шестизначные телефоны родных и друзей). Но ты меня не перебивай, пока говорю. А то потом мысль не догоню – улетит! – И улыбается.
Дома в кресле на колёсиках сделал удобную подставку-спинку соответственно своему позвоночнику – шея не устаёт от долгого сидения. Постоянно под босыми ногами, накрытыми мягким ковриком, перевёрнутый железный таз, под которым таз поменьше с горячей водой. Постоянное сухое тепло, идущее снизу ко всему организму, приятно и полезно в любое время года. Держи ноги в тепле, а голову – в холоде! Эта пословица вдохновила Якова Шлеппера на подобную конструкцию. Те, кто начали постоянно пользоваться советом рационализатора, почувствовали улучшение здоровья, прилив энергии и подъём жизненных сил.
 
 
Однажды холодной осенью, когда ещё не было включено центральное отопление, а люди в домах, детских садах и школах мёрзли и простывали, я приехал к нему и был удивлён.
– У что у вас тепло дали?
Яков Айзикович завел меня в ванную комнату, совмещённую с туалетом. Отсюда шло тепло по всей квартире. Хозяин радостно, как ребёнок, рассмеялся.
– Я заполнил кипятком чугунную ванну и закрыл фанерой. Вот дешёвый обогреватель.
Творческая мысль пробивается в нём постоянно, как родник.
– Это Господь даёт! – Всё его простое объяснение. Сам Шлеппер – верующий христианин. Ходит в церковь, причащается, исповедуется, читает молитвы, постится. Кажется, с его старческой худобой соблюдение постов совсем не обязательно. Но такой он человек. И ещё постоянно перед сном или в свободное время читает Библию. Она даёт настроение, уверенность в себе, подсказывает сюжеты для картин. Над этой книгой, как кладезем человеческой мудрости, можно помечтать, поразмышлять, пофантазировать над композициями картин.
А до картин, особенно способа их рисования, впереди была целая жизнь. Это позже о его методе будут написаны исследования психологов и философов, им заинтересуются ученые, начнут издаваться методические пособия для педагогов, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Он даже представить себе не мог, что подобное признание случиться с ним, с провинциалом, рядовым орчаниным, ветераном войны и труда, участником испытания атомной бомбы на Тоцком полигоне Оренбургской области. Человек предполагает, а Бог располагает!
 
Но вначале было детство. Фронтовое детство.
 
Пастух-малолетка
 
Станция Маславкут. Колхоз имени Сталина, что на Северном Кавказе. Фашисты бомбят города и села Украины, Кавказа. Сотни погибших солдат и мирных жителей. Приказ из Москвы: со всех оккупированных врагом территорий СССР заводы, оборудование, скот и продукты питания вывозить в глубь России. Или уничтожать на месте, чтобы ничего не досталось врагу.
 
Яша, 14-летний подросток, вместе с мамой оказался в команде четырех сверстников и трех стариков (мужчины и женщина). Взрослые ехали на подводе, запряженной чахлой лошадёнкой. Задание руководителей колхоза было трудновыполнимым: отару овец почти в 900 голов перегнать на восток и сдать отступившим советским частям. А это почти 200 километров по степи до Моздока.
 
Управлять отарой сложно: блеющие животные сбиваются в кучу, и никакие удары палками или пинки не могут сдвинуть их с места. Можно только найти в кучерявой серой массе барана-вожака и направить его вперёд, тогда остальные потянутся за ним. Это психология курдючных животных. Справились и с этим.
 
Шли долго, ночами отдыхали в лощинах. Охраняли спящую отару по очереди. Основная нагрузка лежала на подростках. Взрослые на костре готовили похлебку из баранины. Кончились запасы воды. Пили из болотцев. Однажды днём увидели небольшое бегущее и ревущее стадо коров. Оказалось, что животные напуганы немецкими самолетами, которые расстреливали их из пулеметов. Эту жуткую картину пастухи видели, к счастью, издалека. Сами спрятались в лощине. Фашисты долго глумились над домашними животными. Ради забавы расстреляли всех коров, как вражеских солдат. Овцы под цвет степи оказались незамеченными.
 
А через несколько дней пастухи дошли до наших воинских частей. В отаре осталось около 600 животных, которые с трудом выдержали перегон. Всех здоровых и крепких сдали под расписку командованию Красной Армии, а ослабевших раздали колхозникам.
– Я не мог не дойти, – вспоминает Яков Айзикович. – Мы были пионерами. И давали клятву любить свою Родину, помогать ей в трудную минуту.
Всех прибывших пастухов отправили на санитарном поезде в Оренбуржье. На железных крышах вагонов были нарисованы красные кресты, что согласно международным законам позволяло любому транспорту во время боевых действий проезжать беспрепятственно. Но немецкому командованию было наплевать на какие-либо гуманные человеческие законы! Однажды днём самолёт с чёрными крестами на крыльях начал бомбить эшелон и стрелять по раненым. Дети и женщины выскакивали в степь, где все были расстреляны фашистским гадом.
Об этом случае из своей долгой жизни Яков Шлеппер всегда вспоминает с горечью.
– Мама не побежала со всеми, а накрыла меня своим телом. Пули, как горох, стучали по крыше вагона и смерти не принесли. Вскоре самолёт улетел. Поезд продолжил движение.
Свидетель атомного взрыва
 
В армию Яков Шлеппер был призван в июне 1954 года из Орска, где проживал с женой и двухлетней дочкой. Солдатская служба связиста началась в пехотном полку, в Тоцких военных лагерях. Жили в больших брезентовых палатках. Спали на железных кроватях. Питались из походной кухни.
 
К августу пришёл приказ, что скоро полк вместе с другими частями – артиллерией, танками, авиацией – примет участие в масштабных учениях с применением атомной бомбы. Все военнослужащие знали о ней, читали специальные брошюры, тренировались, как себя вести в случае её взрыва. За учениями будет следить сам министр обороны СССР, великий полководец, победивший Гитлера, легендарный маршал Георгий Жуков.
 
И вот 14 августа 1954 года, 9 часов 20 минут.
 
Солдаты лежали с закрытыми глазами в глубоких, трехметровых окопах, сделанных накануне учений. Страха не было. Как потом выяснилось, каждый думал только об одном: только бы не ударило по голове!
 
Даже через закрытые веки почувствовали яркий свет. Знали, что смотреть на атомную вспышку нельзя — можно ослепнуть. Через несколько секунд мощный удар потряс и закачал землю. Звуковая волна накрыла всю округу. Порыв ветра был такой силы, что опрокидывал военную технику, срывал крыши домов. Когда все вылезли наверх, увидели в небе огромный пылевой гриб, до которого было пять километров. А потом в атаку на позиции условного противника пошли танки и пехота.
 
Через 5 часов боевых действий солдат обильно накормили...
 
Много лет спустя россияне узнали, что в то утро на Тоцком полигоне Оренбургской области была испытана атомная бомба, которая по своей силе приравнивалась в двум, сброшенным американцами на японские города Хиросиму и Нагасаки в 1945 году, в конце войны. Конечно, разговоры среди людей велись. Но советские газеты и телевидение молчали, как и свидетели взрыва, которые подписали документ о неразглашении военной тайны сроком на двадцать пять лет. Зато правители западных ядерных стран и Америки испугались и заключили Всемирный Договор о прекращении испытания атомного оружия. Зауважа-али!
 
Через месяц после учений рядовой Яков Шлеппер был демобилизован и уехал домой. И снова силы небесные защитили его от смерти и болезней. А среди мирного населения и бывших военнослужащих начались неизвестные и неизлечимые болезни. Рождались калеки и дети-уроды. 
 
Дитя войны, бывший солдат, отец которого служил в Красной Армии у Семена Михайловича Буденного, не осуждает командование Вооруженных Сил и Правительство СССР за жертвы атомного взрыва. Он как художник и очевидец может только нарисовать те события на бумаге и увековечить их для потомков, чтобы никогда такое больше не повторялось...
– Если бы пришлось снова принимать участие в подобном учении, я бы ни минуты не раздумывал. Ради будущего своих детей, внуков и правнуков! Благодаря нашим жизням и рано ушедших товарищей, мы защитили мир от Третьей мировой войны! – Эти слова он уверенно говорил для Центрального и Оренбургского телевидения. Всегда повторяет на встречах с молодёжью.
Отмеченный божьей милостью
 
В семьдесят два года Яков Айзикович Шлеппер уволился с работы. Умерла жена. Потом дочь. Надо было одному поднимать и готовить к жизни десятилетнего сына и внуков, за которыми нужен был глаз да глаз. Но творческая струна, звучащая годами в душе, продолжала издавать незатухающие звуки.
 
Однажды ему приснился сон, что он – художник. Но рисует не маслом и акварелью, а цветными карандашами. И рисунок выполняется в необычной манере. Карандаш всё время надо вращать, делать спиральки. И из этой цветной вязи создавать композицию. До этого он держал в руках цветные карандаши, когда помогал разрисовывать картинки маленькому сыну, потом — внукам. Простыми карандашами пользовался при разработке проектов чертежей как инженер-конструктор технического бюро Южуралмашзавода. По утру, когда сын ушёл на работу, а внуки в школу, достал листок ватмана из папки для черчения. Нашел подходящую по размерам фанерку. Прикрепил к ней белый лист бельевыми прищепками. Вспомнил, как во сне что-то рисовал. Но что это было – забыл. Запомнил самое главное: рисовал цветными карандашами!
 
 
Взгляд упал на подсвечник, который когда-то сделал из корневища дерева, найденного в лесу. Поставил перед собой. Возникло чувство, как будто кто-то водил его рукой, помогал выстраивать композицию, сохранять пропорции, накладывать тени. Беспокойное состояние – назовем его душой – наполнило изнутри теплотой. Время как будто остановилось. Весь мир вокруг сузился до белого листа. Только руки и цветные карандаши с круговыми движениями. Почему круговыми, спиралевидными? Так, наверное, удобнее смешивать цвета. Интуитивно он открыл новый стиль в графике, который со временем довел до совершенства.
 
Вечером, когда сын и внуки пришли домой, были удивлены и восхищены. Рисунок явно не походил на ученический.
– Ну ты дед даёшь! Столько лет скрывал свой талант!
Теперь он знал, чем занять свободное время. Начал переносить на бумагу образы пережитых событий, пейзажи, виды любимого Орска, натюрморты, портреты родных и близких, космические фантазии и иллюстрации к сказкам, библейские сюжеты... Рисовал жизнь во всех её проявлениях – героических и бытовых, лирических и шуточных. Всё зависит от настроение, фантазии, места (вначале делает набросок на натуре, а дома заканчивает произведение. Потом ламинирует, вставляет в рамку). Накопилось множество работ, которые надо было показать публике, специалистам. Члены Союза художников России сказали категорически:
– Это – не искусство! Это – самодеятельность!
Другой бы расстроился, опустил руки. Но Яков Шлеппер не тот человек! В нём негнущийся стержень уверенности в своём таланте – Господь благословил! Сын и внуки начали пропагандировать его работы в интернете, рассылать по выставочным залам крупных городов с пояснениями приёма рисования. Сам Шлеппер организовывал экспозиции в выставочных залах, художественных и общеобразовательных школах Орска, соседних городов – Новотроицке, Гае. Встречался с детьми детских садов, учениками начальных классов. Начал проводить мастер-классы, которых на сегодняшний день все и не припомнить.
 
 
В августе 2007-го приглашен в Петербург в крупнейший выставочный зал. Презентацию открыл сам директор, кандидат искусствоведения. Редкий для него случай! Он по-человечески восхитился восьмидесятилетним самодеятельным художником, его новаторской манерой письма. А многочисленные российские и зарубежные зрители благодарили за интересную и необычную выставку, за талант, доброту, искренность, открытость...
Одна из посетительниц оставила такую запись: «Я благодарю Господа за встречу с художником Яковом Айзиковичем в чудесном городе Санкт-Петербурге, где оказалась в командировке. Радуюсь, что в жизни есть такие светлые, добрые и сказочные люди».
 
Другая женская запись: «Спасибо вам, что помогаете нам соприкоснуться с чистым и добрым. Бог да помогает Вам!»
Помимо книги отзывов об этой выставке у него хранится документальный фильм, подаренный работниками художественной галереи.
 
У Якова Айзиковича среди двухсот сорока картин, часть которых раздарена в различные общественные организации городов России и друзьям, есть большая серия работ, посвященная библейским сюжетам, жизни Иисуса Христа. Они, по словам художника, подсказываются ему кем-то свыше, рождаются из ежедневного чтения Нового Завета и молитв.
 
Однажды Шлеппер рисовал храм на горе Преображенской. Стояла прохладная осенняя погода. Художник сидел на уголке завалинки частного дома в рубашке с коротким рукавом. Вдруг кто-то сзади накинул ему на спину теплое одеяло. От неожиданности Яков Айзикович вздрогнул и повернул голову. Рядом стояла старушка. Её светлые одухотворенные глаза смотрели на рисунок, где, как из лепестков цветов, капелек хрустальной воды, частичек прохладного воздуха, вырисовывался храм Преображения Господня.
– Красиво! – Сказала добрая женщина и перекрестилась. – Спасибо Вам! Закончите рисовать – занесёте одеяло в дом.
Такое проявление заботы очень тронуло художника. Чем он может ответить этой женщине, как и десяткам тех людей, которые регулярно ходят на его выставки, пишут благодарные отзывы? Только своим творчеством.
– Всю жизнь соблюдаю две главные христианские заповеди: «Возлюби Господа Бога всем сердцем своим, всею душою своею и всей своей крепостью». «Возлюби ближнего своего, как самого себя!». Мне кажется, на этом держится религия и жизнь. Всё в мире взаимосвязано: космос, природа, люди и их души. Когда есть между ними гармония, правильный обмен энергиями, тогда воспитывается гармонично развитая личность. Человек становится счастливым!
Хочешь долголетия — бери в руки карандаш
 
Но бывший изобретатель не был бы Шлеппером, если бы не пропагандировал свой метод. К 2013 году Яков Айзикович разработал методический материал по спиралевидной технике. Размножил на цветном ксероксе. Переплёл в книжки. Раздаривал на встречах учителям по рисованию и преподавателям художественных школ. Этом приём очень понравился детям. Они назвали спиральки «барашками». Начали выставлять свои работы на различные конкурсы и завоёвывать призовые места. И тогда художник-новатор набрался смелости и послал свои разработки в Российскую академию художеств. В феврале 2013 года получил ответ от вице-президента Л.В. Шепелева.
Уважаемый Яков Айзикович!
 
Российская академия художеств с интересом и вниманием изучила Вашу методику «Спиралевидной техники работы цветными карандашами», а также направила её в Московский академический художественный лицей Российской академии художеств, с целью рассмотрения данной методики на предмет использования в процессе обучения. Академия считает возможным применение «Спиралевидной техники» при работе с детьми в дошкольном, младшем школьном возрасте, а также в целях арт-терапии для развития моторики рук, фантазии и воображения. В связи с вашим вопросом о включении «Спиралевидной техники цветными карандашами» в программы обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста, вы можете обратиться в Министерство образования и науки РФ (адрес:125009, Москва, ул. Тверская, 11 или в Управление образования Администрации г. Оренбурга.)
 
Желаем Вам крепкого здоровья и дальнейших творческий успехов.
Потом орчанин получил письмо от заместителя директора департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации С.М. Брызгаловой, которая посоветовала изобретательному орчанину обратиться в одну из московских организаций, осуществляющих издание лицензированных учебных пособий. Этим советом художник не преминул воспользоваться. И в декабре 2014 года ЗАО «Интеллектуальная механика» (город Серпухов) издала небольшим тиражом альбом «Я. А. Шлеппер. Спиралевидная техника работы цветными карандашами» с диском мастер-класса автора и предисловием вице-президента Российской академии художеств.
 
 
В начале 2016 года та же организация под рубрикой «Занимательная психогимнастика. От механики тела – к технике рисунка» выпустила подарочный набор. В нём специально подобранные профессиональными педагогами-методистами и технологами-производственниками (по форме, цвету, размеру, мягкости и другим эксплуатационным характеристикам) комплекты цветных карандашей и тонированной бумаги в ассортименте в полной мере отвечают потребностям любого рисовальщика, решившего попробовать метод Я. А. Шлеппера. Предисловие к методическому материалу написали С. С. Петренко, кандидат (ныне доктор психологических наук), доцент кафедры психологии и педагогики Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета и И. П. Давыдов, кандидат философских наук, доцент (звание), доцент кафедры философии и религиоведения философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова.
 
Выводы они делают одинаковые. Методика «Спиралевидная техника цветными карандашами»
Я. А. Шлеппера представляет практический интерес в области детской психологии. Рука ребёнка с помощью круговых плавных движений мягко подготавливается к письму. С помощью необычного смешения цвета ребёнок сможет самостоятельно разбирать особенности появления того или иного цвета, что оказывает влияние на цветовое восприятие и на развитие светочувствительности.
 
Оригинальная спиралевидная техника рисунка цветными карандашами органично сочетает в себе свойства моторики конечностей верхнего плечевого пояса человеческого тела, изобразительные, художественные, колористические навыки, эксплуатирует архетип круга, тренирует образное и пространственное мышление, способствует развитию проприоцепции, что в целом благотворно сказывается на улучшении координации движений и самочувствии.
 
...А художнику-новатору неймётся. Хочет, чтобы дети во всём мире узнали о его методе, стали с его помощью творческими личностями, а главное – здоровыми!
– Дети для меня – всё! – Любит он повторять. – Мне не важно, какой они национальности. В моей семье есть евреи, украинцы, русские. Главное, чтобы каждый был Человеком. Желательно с большой буквы!
Шлеппер упорно рассылает бандероли со своим методом в разные области и страны. Получен положительный ответ из Челябинской и Свердловской областей, республики Крым. По нему работают в Оренбургской области. Ждёт ответа из китайского министерства образования и науки. Дошёл слух, что в одной из больниц Челябинска цветные карандаши используются для восстановления моторики рук у взрослых, переживших инсульт. Вот это уже интересно вдвойне и втройне!
 
Но хочется ещё вернуться к одному большому письму исполняющей обязанности министра министерства общего и профессионального образования Свердловской области Н.В. Журавлёвой. Приведу лишь несколько абзацев.
В истории мировой культуры имеются примеры скифской спирали, сарматской спирали, вендельской спирали, снидской спирали, орахийской спирали, минойской спирали и т.д.
 
Ваш опыт инженера-конструктора и художественной практики позволили актуализировать использованный веками человеческий символ спирали как метапредметного явления, что в современном общем образовании отвечает принципу метапредметности.
 
Мы считаем, что ваше представление и понимание смыслов спирали как образа Жизни, символа развития, вечного изменения выходит за пределы понимания спирали как техники работы с цветными карандашами.
 
Использование же различных техник рисования, в том числе и предложенной Вами, уважаемый Яков Айзикович, положительно влияет на формирование мелкой моторики и, как следствие, на развитие мышления ребёнка во все возрастные периоды.
... А он сам уже не может не рисовать, хотя порою нездоровится. Потому что возникает сладкое чувство отрешённости, перехода в другое измерение, где только мысли и образы, где живёт гармония внутреннего мира и космоса. Начал серию работ – из нескольких цветных фотографий делает коллаж – создаёт новые художественные пространства усовершенствованным графическим приёмом. А главное – рукой помогает мозгам быть всё время в напряжении, в поиске чего-то нового, неизведанного. Быть в кайфе от жизни без табака и спиртного!
 
 
Любопытным скажу, что пока за свой метод «барашками» художник-новатор не получил ни рубля! Так же было со многими его изобретениями – их использовали предприимчивые люди. Но обиды нет.
– Пенсии у меня достаточно, чтобы нормально существовать, помогать внукам и правнукам. Есть на что покупать дорогие лекарства. Господь дал мне такую долгую и интересную жизнь. И я должен её достойно завершить!
Карл Маркс ещё в XIX веке писал: «Человек рождается для реализации своих возможностей!» И свои возможности Я. А. Шлеппер постоянно реализовывал, как человек советской закалки, – ветеран войны и труда, подразделения особого риска, заслуженный изобретатель РФ, награжденный двумя золотыми, четырьмя серебряными и одной бронзовой медалью ВДНХ СССР, мастер производственного обучения слесарного дела ГПТУ-1 (базового училища Южуралмашзавода, откуда и был приглашен в конструкторское бюро предприятия) с 35-летним стажем, заслуженный работник культуры г. Орска... Его ученики получили пятьдесят три медали ВДНХ СССР различного достоинства. На его судьбе и достижениях есть чему поучиться молодым и старым, оптимистам и пессимистам, здоровым и больным! Светлая вам память, Яков Айзикович!
 
Текст и фото: Валерий Тихомиров, член Интернационального и Российского союза писателей, Союза журналистов России, заслуженный работник культуры г. Орска
 

Служба информации Orsk.ru.

ORSK.RU
Самые главные новости ORSK.RU с вашими комментариями в смартфоне:
Telegram-канал / ВКонтакте / Одноклассники
Подписывайся на ORSK.RU в мессенджерах

Последние новости
24.11 12:45
На трассе Орск — Новотроицк произошло смертельное ДТП
Два водителя скончались до приезда скорой помощи
Просмотров (126) / Обсудить
24.11 12:05
В Оренбуржье планируют штрафовать недобросовестных перевозчиков
Наказывать предлагают, в том числе, таксистов
Просмотров (385) / Обсудить
24.11 10:25 Фото
Оренбургские врачи провели уникальную операцию и поставили ребёнка на ноги
Трансплантат взяли из ткани организма пациента
Просмотров (826) / Обсудить
24.11 09:00 Фото Видео
Мама-депутат: яркий политик Оксана Гельмель рассказала о том, как воспитывает четверых детей
Её младший сын появился на свет за день до рождения внучки
Просмотров (1526) / Обсудить
24.11 09:00 Фото
Уральская Сталь приглашает на работу специалистов разных профилей
Предприятие расширяет производство
Просмотров (3430) / Обсудить
24.11 08:20
Российские войска улучшили позиции на различных направлениях в зоне СВО
Сводка мировых новостей
Просмотров (172293) / Обсудить